Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

С_с
  • a_i_z

Пушкин против «Записок Самсона, парижского палача»

Вступление длинновато, но иначе будет непонятно: против кого и чего Пушкин?
И с какой стати "Записки Самсона, парижского палача", о выходе которых громко извещали все французские журналы,
вызвали у Пушкина желание написать критическую статью "О записках Самсона".

Великий Самсон
Шарль-Анри Самсон (вообще-то Сансон, Charles-Henri Sanson, но Пушкин его называл Самсоном и я буду как Пушкин)
был потомственным французским... палачом.

Четвёртым в династии палачей-Самсонов по прозвищу Великий Самсон.
Начало 160-летней династии палачей положил в 1684 году его прадед, назначенный на эту должность Людовиком XIV.
Родился Анри Самсон в 1739 году.
Папа - палач, дедушка - палач, а кем ты, Анри, будешь, когда вырастешь? Как папа?

          Collapse )

Константин Сазонов: слуга Александра Пушкина, который был серийным убийцей

Удивительные тайны хранят стены Царскосельского лицея, пенаты многих российских прославленных и великих сынов Отечества. Но мало кто знает, что здесь происходили не только невинные, хотя и рисковые шалости молодых и горячих лицеистов, но и более серьезные, леденящие кровь, истории... В том числе - серийные убийства, совершаемые на протяжении нескольких лет подряд маньяком-одиночкой.

Имя преступника - Константин Сазонов. О нем известно немногое, лишь то, что на момент, когда он стал работать дядькой лицеистов (должность, аналогичная должности денщика в армии), ему было не больше 20 лет. Историки указывают дату его рождения - около 1796 года, то есть, он был современником самого знаменитого лицеиста А. С. Пушкина (Л. А. Черейский, "Пушкин и его современники"). Более того, он служил дядькой у самого Пушкина, который был лицеистом как раз в то время, когда Царское село охватила череда загадочных, жестоких и кровавых убийств. У всех у них был один и тот же почерк: жертву находили с перерезанным горлом, причем долгое время полиция не могла определить, что же было орудием убийства...

Collapse )

С_с
  • a_i_z

Не припомню русского романа, в котором хоть один из персонажей посетил бы картинную галерею...

Летом 1917 года Сомерсет Моэм срочно прибыл в революционный Петроград.
Сейчас уже не тайна, что литератор Моэм был агентом британской разведки
и целью его секретной миссии было сохранение у власти никчёмного Временного правительства, которое не дало бы России выйти из войны.
Миссия его провалилась: в октябре власть взяли большевики и в начале ноября агент Моэм бежал из России.

Шпион-писатель прожил в России чуть больше 4 месяцев и занимался не только политикой, но и литературой... русской.
Результатом этих занятий стала его «Записная книжка», в которой он разнёс по кочкам русскую литературу.

Что "Ревизор"-де - одна-единственная банальная пьеска, в которой заключается вся русская классическая драматургия.
Таким образом, "Ревизор" для русских - это и Шекспир, и Голдсмит, и Шеридан.
Что русским романам недостаёт юмора, а "культ страдания" в русской литературе у него вызывает ужас. Ну и так далее.

Но почему-то зацепила меня фраза:
Не припомню русского романа, в котором хоть один из персонажей посетил бы картинную галерею

Начала вспоминать хоть одного английского персонажа, который бы "посетил картинную галерею"?
И - не вспомнила. Если кто знает – расскажете?

     Collapse )
ветка

Интервью с Юрием Михайловичем Кублановским

Разговор о Пушкине и пушкинистике: пушкинская парадигма русской литературы, декабризм, религиозные стихи Пушкина, Соловьев и Франк, Лотман и Непомнящий.


июнь 2019
Вышка_светит

Тайны и загадки сабли

В Государственном музее Александра Пушкина в Санкт-Петербурге хранится уникальный экземпляр: турецкая сабля в позолоченных серебряных ножнах. Это подарок наместника Кавказского края и главнокомандующего русскими войсками генерала И. Ф. Паскевича Пушкину на память об участии Пушкина в Арзрумском военном походе. «19 июля пришел я проститься с графом Паскевичем. Он предлагал мне быть свидетелем дальнейших предприятий, но я спешил в Россию, — напишет потом Пушкин в «Путешествии в Арзрум». — Граф подарил мне на память турецкую саблю. Она хранится у меня памятником моего странствования вослед блестящего героя по завоеванным пустыням Армении». Позже Пушкин, в отличие от идущей из Персии в Россию моды вешать восточное оружие на стенах в квартирах, решил хранить подаренную саблю в специальном футляре. На нем петербургским мастером серебряных и золотых изделий П. А. Овчинниковым на серебряной пластине была выгравирована надпись с таким текстом: «Турецкая сабля, подаренная на память гр. Паскевичем Александру Сергеевичу Пушкину 19 июля 1829 г. в Арзруме». Но сегодня эта сабля украшает почему-то одну из стен кабинета Пушкина в его квартире на Мойке, 12.
Пушкин прибыл в русский лагерь на турецком фронте 13 июня 1829 года, в день, когда был получен приказ начать наступление на Арзрум и пробыл там до 19 июля, то есть чуть больше месяца. В регионе шли активные боевые действия, в которых поэт стремился отличиться. Правда, в «Путешествии в Арзрум» об этом нет ни слова, за что, кстати, Пушкин удостоился жесткой критики со стороны Фаддея Булгарина, который намекал в своей газете «Северная Пчела»: «Александр Сергеевич Пушкин возвратился в здешнюю Столицу из Арзрума. Он был на блистательном поприще побед и торжеств Русского воинства, наслаждался зрелищем, любопытным для каждого, особенно для Русского. Многие почитатели его Музы надеются, что он обогатит нашу Словесность каким-нибудь произведением, вдохновенным под тенью военных шатров, в виду неприступных гор и твердынь, на которых могучая рука Эриванского героя водрузила Русские знамена». Но не о своих и не о других «делах» Пушкин не писал, хотя в официальном письме шефу жандармов А. Х. Бенкендорфу отмечал следующее:
«Я прибыл туда в самый день перехода через Саганлу, и, раз я уже был там, мне показалось неудобным уклониться от участия в делах, которые должны были последовать; вот почему я проделал кампанию в качестве не то солдата, не то путешественника».
...


Полностью: https://regnum.ru/news/2639832.html
С_с
  • a_i_z

Все неприятности по службе с тобой, мой друг, я забывал...

Про эти две стихотворные строчки (что в заголовке) из какой-то элегии 1830-х есть заметка в "Записной книжке" П.А. Вяземского.
Вяземский пишет:
- "Пушкин, отыскавши эту элегию, говорил, что изо всей русской поэзии эти два стиха
самые чисто русские и самые глубоко и верно прочувствованные"...

Может быть, Пушкин соотносил эти строчки:
Все неприятности по службе
С тобой, мой друг, я забывал.

со своей избранницей, на которой он должен был жениться, потому что всю жизнь был бы без неё несчастлив.

        

       Collapse )
ветка

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)

О том, как я оформлял «Бориса Годунова» Пушкина


Переплет книги очень лаконичный. В нем я употребил орнамент годуновского времени.

Затем фронтиспис (общая иллюстрация для всей книги, передающая как бы душу книги), в данном случае портрет автора — портрет Пушкина с пером в руке; и титульный лист, на котором заставка изображает «мужика на амвоне», и там же предок поэта — Гаврила Пушкин, так что Александр Сергеевич как бы смотрит в глубь истории на своего предка. Портрет Пушкина я сделал подробно, обстоятельно, а титул сделал легким, воздушным.

Collapse )

С_с
  • a_i_z

Пушкин и Ленин

Пока не ушли далеко от темы Петров-Водкин очень любил Пушкина...
И это правда, потому что у Петрова-Водкина стихи Пушкина читает даже... Ленин.

В январе 1924 года, когда умер Ленин, Петрова-Водкина откомандировали делать зарисовки у гроба Ильича для журнала «Красная нива».
Которые потом сложились в картину «У гроба Ленина»

    

А художник, говорят, после этого захотел написать портрет Ленина.
И написал – к 10-летию смерти Ленина – в 1934 году.

    

       Collapse )
С_с
  • a_i_z

Пушкин и «Колхозницы»

Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин очень любил Пушкина.
В обширной библиотеке художника, несмотря на переезды, всегда было полное собрание сочинений поэта.
Об этом свидетельствовала его единственная дочь Елена Кузминична (1922-2008)

А в начале 1930-х годов Петров-Водкин написал портрет Пушкина и ... уничтожил его.



       Collapse )
ветка

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)

Как я оформлял «Маленькие трагедии» Пушкина

На суперобложке я изобразил грозу, несущиеся облака, молнии и несущиеся цветы, венки.


Collapse )