Заседание Клуба прошло 24 мая. Обсуждался сборник статей (популярная монография?) Ларисы Черкашиной "Наталия Гончарова" из серии "Великие исторические персоны".
Очередное заседание Карамзинского клуба пройдет В ЧЕТВЕРГ 13 июня. Обсуждаем исторический роман А.И. Яковлева "Патриарший крест" (о патриархе Тихоне и его времени).
Ведущий -- Дмитрий Володихин.
Вот сокращенный текст некоторых выступлений на обсуждении книги Л.Черкашиной:
Наталья Иртенина:
Книга может доставить удовольствие, если попасть, либо настроиться, на ее волну. Для просветительских целей неплохо, для отдыха тоже хорошо. Может показаться, что книга простецкая, но это не так – автор где надо и мудрствует лукаво, и фигуры умолчания делает, где опасается проговориться, хотя этого как раз и не нужно было опасаться при занятой ею позиции и заданной цели возвращения доброго имени Натальи Гончаровой. Может также показаться, что автор – пушкинист-любитель, но и это не так – она вполне профессионал, углубленный в тему, хотя и допускает огрехи, неточности и невнимательности в анализе фактов. Однако для профессионала непростительно опускать в книге-биографии целые куски жизни своего героя. А события, приведшие к дуэли Пушкина, присутствуют только в хронологии, в основном же тексте книги – в виде намеков: дескать, наивность молодости, невинное кокетство. Создается впечатление, что автор боялась проговориться и посадить жирное пятно ВИНЫ на белые одежды своей героини, которые с таким тщанием отстирывает в книге. И напрасно. Здесь нужно было поступить ровно наоборот, дабы не вводить читателя в подозрения и сомнения.
Большой недостаток книги – восторженные поиски автором всевозможных знаков свыше, знамений судьбы, «странных сближений». Знаки и знамения там повсюду – буквально друг на дружке сидят. Большинство – надуманные и притянутые. Вероятно, это какое-то религиозное неофитство. Предполагаю это потому, что автор акцентируется также на христианских мотивах в жизни Гончаровой – Пушкина. Но не христианское занятие – искать мистический туман там, где все просто и прозрачно. А вот главка о том, как жена Пушкина привела к Богу самого Пушкина, – это. по-моему, интересно и уместно. Прямо по апостолу Павлу – «неверующий муж спасается верующей женой». Но заявлять, что вся предыдущая мировая история работала на то, чтобы Пушкин и Гончарова встретились и поженились – слегка рискованно. У мировой истории задачи помасштабнее. Книга заслуживает быть прочитанной.
Сергей Алексеев:
Книга привлекает целым рядом чисто исследовательских плюсов. Во-первых, она солидно фундирована источниками, так что местами напоминает «роман в документах». Цитаты из источников, либо небольшие тексты, приводимые целиком, составляют значительную часть объема. В то же время они не перегружаю книгу, напротив – желают ее образы, в первую очередь образ самой Натальи Гончаровой, более живыми и рельефными.
Второе, на чем хотелось бы остановиться – внимание автора к генеалогическим вопросам. Заметно это уже с первой главы, где показано стремительное, в общем-то врастание фамилии Гончаровых, вполне «демократического» посадского происхождения в среду дворянских, более того – аристократических домов Российской империи, причем не только русских. В целом же это пронизывающее книгу внимание к генеалогии живо и по-доброму напоминает минувшие десятилетия, когда советская еще пушкинистика была одной из тех областей, в которой занятия генеалогией были дозволены.
Автор, несомненно, любит своих героев и не устает подчеркивать это. Модно с чем-то соглашаться или нет, но во всяком случае это искреннее и светлое чувство. Наверное, поэтому и вся книга в целом оставляет впечатление светлое.
Дмитрий Володихин:
С одной стороны, у книги есть несколько досадных пробелов. Так, например, дуэль и гибель
А.С. Пушкина не освещены совершенно. Ясно видно, что текст был собран из статей, а потом цельной биографии Н.Н. Гончаровой не получилось.
С другой стороны, как собрание полезных фактов, изложенных в доброжелательном тоне и с просветительской целью, книга, соглашусь с С.В. Алексеевым, полезна.
Хорошо уже то, как минимум, что Л. Черкашина с источниками в руках постаралась избавить доброе имя Н.Н. Гончаровой от огромного количества упреков, давно утвердившихся в "Пушкиниане" и ставших чуть ли не общим местом. Так, она четко показала, что жена Пушкина имела солидное домашнее образование, имела вкус к поэзии, что она не была развратна и не имела никаких "романов" с императором Николаем Павловичем и т.п. Четко показано тяжелое финансовое положение молодой семьи и довольно прохладное отношение к Пушкину со стороны родителей невесты.
В общем, если не ждать от книги полноценного жизнеописания, то она вполне достойна занять место на полке и служить подспорьем для тех, кто всерьез интересуется перипетиями судьбы и творчества А.С. Пушкина, круг близких для него людей, историей нашей литературы эпохи Золотого века.
Очередное заседание Карамзинского клуба пройдет В ЧЕТВЕРГ 13 июня. Обсуждаем исторический роман А.И. Яковлева "Патриарший крест" (о патриархе Тихоне и его времени).
Ведущий -- Дмитрий Володихин.
Вот сокращенный текст некоторых выступлений на обсуждении книги Л.Черкашиной:
Наталья Иртенина:
Книга может доставить удовольствие, если попасть, либо настроиться, на ее волну. Для просветительских целей неплохо, для отдыха тоже хорошо. Может показаться, что книга простецкая, но это не так – автор где надо и мудрствует лукаво, и фигуры умолчания делает, где опасается проговориться, хотя этого как раз и не нужно было опасаться при занятой ею позиции и заданной цели возвращения доброго имени Натальи Гончаровой. Может также показаться, что автор – пушкинист-любитель, но и это не так – она вполне профессионал, углубленный в тему, хотя и допускает огрехи, неточности и невнимательности в анализе фактов. Однако для профессионала непростительно опускать в книге-биографии целые куски жизни своего героя. А события, приведшие к дуэли Пушкина, присутствуют только в хронологии, в основном же тексте книги – в виде намеков: дескать, наивность молодости, невинное кокетство. Создается впечатление, что автор боялась проговориться и посадить жирное пятно ВИНЫ на белые одежды своей героини, которые с таким тщанием отстирывает в книге. И напрасно. Здесь нужно было поступить ровно наоборот, дабы не вводить читателя в подозрения и сомнения.
Большой недостаток книги – восторженные поиски автором всевозможных знаков свыше, знамений судьбы, «странных сближений». Знаки и знамения там повсюду – буквально друг на дружке сидят. Большинство – надуманные и притянутые. Вероятно, это какое-то религиозное неофитство. Предполагаю это потому, что автор акцентируется также на христианских мотивах в жизни Гончаровой – Пушкина. Но не христианское занятие – искать мистический туман там, где все просто и прозрачно. А вот главка о том, как жена Пушкина привела к Богу самого Пушкина, – это. по-моему, интересно и уместно. Прямо по апостолу Павлу – «неверующий муж спасается верующей женой». Но заявлять, что вся предыдущая мировая история работала на то, чтобы Пушкин и Гончарова встретились и поженились – слегка рискованно. У мировой истории задачи помасштабнее. Книга заслуживает быть прочитанной.
Сергей Алексеев:
Книга привлекает целым рядом чисто исследовательских плюсов. Во-первых, она солидно фундирована источниками, так что местами напоминает «роман в документах». Цитаты из источников, либо небольшие тексты, приводимые целиком, составляют значительную часть объема. В то же время они не перегружаю книгу, напротив – желают ее образы, в первую очередь образ самой Натальи Гончаровой, более живыми и рельефными.
Второе, на чем хотелось бы остановиться – внимание автора к генеалогическим вопросам. Заметно это уже с первой главы, где показано стремительное, в общем-то врастание фамилии Гончаровых, вполне «демократического» посадского происхождения в среду дворянских, более того – аристократических домов Российской империи, причем не только русских. В целом же это пронизывающее книгу внимание к генеалогии живо и по-доброму напоминает минувшие десятилетия, когда советская еще пушкинистика была одной из тех областей, в которой занятия генеалогией были дозволены.
Автор, несомненно, любит своих героев и не устает подчеркивать это. Модно с чем-то соглашаться или нет, но во всяком случае это искреннее и светлое чувство. Наверное, поэтому и вся книга в целом оставляет впечатление светлое.
Дмитрий Володихин:
С одной стороны, у книги есть несколько досадных пробелов. Так, например, дуэль и гибель
А.С. Пушкина не освещены совершенно. Ясно видно, что текст был собран из статей, а потом цельной биографии Н.Н. Гончаровой не получилось.
С другой стороны, как собрание полезных фактов, изложенных в доброжелательном тоне и с просветительской целью, книга, соглашусь с С.В. Алексеевым, полезна.
Хорошо уже то, как минимум, что Л. Черкашина с источниками в руках постаралась избавить доброе имя Н.Н. Гончаровой от огромного количества упреков, давно утвердившихся в "Пушкиниане" и ставших чуть ли не общим местом. Так, она четко показала, что жена Пушкина имела солидное домашнее образование, имела вкус к поэзии, что она не была развратна и не имела никаких "романов" с императором Николаем Павловичем и т.п. Четко показано тяжелое финансовое положение молодой семьи и довольно прохладное отношение к Пушкину со стороны родителей невесты.
В общем, если не ждать от книги полноценного жизнеописания, то она вполне достойна занять место на полке и служить подспорьем для тех, кто всерьез интересуется перипетиями судьбы и творчества А.С. Пушкина, круг близких для него людей, историей нашей литературы эпохи Золотого века.