Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.
"Евгений Онегин"
Вот описание обычного дня из жизни молодого поэта: "Пока я не женат, что значат мои обязанности? ...Утром встаю когда хочу, принимаю кого хочу; вздумаю гулять - мне седлают мою умную, славную Женни; еду переулками, смотрю в окна низеньких домов... Приеду домой, разбираю книги, бумаги, привожу в порядок мой туалетный столик; одеваюсь небрежно, если еду в гости; со всевозможною старательностью, если обедаю в ресторации, где читаю или новый роман, или журналы. Если же Вальтер-Скотт и Купер ничего не написали, а в газетах нет какого-нибудь уголовного процесса - то требую бутылку шампанского во льду, смотрю, как рюмка стынет от холода, пью медленно, радуясь, что обед стоит мне семнадцать рублей и что могу позволить себе эту шалость. Еду в театр; - отыскиваю в какой-нибудь ложе замечательный убор, черные глаза; между нами начинается сношение - я занят до самого разъезда. Вечер провожу или в мужском обществе, где теснится весь город, где я вижу всех и все и где меня никто не замечает, или в любезном избранном кругу, где я говорю про себя и где меня слушают. Возвращаюсь поздно - засыпаю, читая хорошую книгу. Вот моя холостая жизнь".
А.С. Пушкин. С французского,
12-13 мая 1830 г.
Но, оказывается, умел Александр Сергеевич ценить не только изысканные застолья лучших столичных домов и ресторанов, но и скромные кушанья Болдина и Михайловского. И более того, был отнюдь не рабом прихотей желудка, а, скорее, умеренным поклонником простой и полезной русской кухни.
"Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До девяти часов читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо", - писал Александр Сергеевич жене в 1933 году.
ПА Вяземский в "Старой записной книжке" отметил: "Он вовсе не был лакомка. Он даже, думаю, не ценил и не хорошо постигал тайн поваренного искусства; но на иные вещи был он ужасный прожора.Помню, как в дороге съел он почти одним духом двадцать персиков, купленных в Торжке".
Отдавал дань и блинам. "Представьте себе... блины бывают гречневые, потом с начинкой из рубленых яиц, потом крупичатые розовые. Со свеклой... Пушкин съедал их 30 штук, после каждого блина выпивал глоток воды и не испытывал ни малейшей тяжести в желудке", -удивляется в своих "Записках" А.О. Смирнова-Россет.
Любил печеный картофель, варенец и моченые яблоки.
В доме своих родителей Пушкин обедал неохотно, потому что "стол там был плохой по причине скупости отца и бесхозяйственности матери, но, женившись, завел у себя кухню по собственному вкусу". Пушкин обедал поздно, часов в шесть-семь и был умерен и неприхотлив в еде.
А.О. Смирнова-Россет пишет: "... любила обедать у Пушкина. Обед составляли щи или зеленый суп с крутыми яйцами... рубленые большие котлеты со шпинатом или щавелем, а на десерт - варенье с белым крыжовником".
К числу любимых блюд Александра Сергеевича принадлежали ботвинья с осетриной и лимбургский сыр.
Ну а напитки...
Что же? будет ли вино?
Лайон, жду его давно.
Знаешь ли какого рода?
У меня закон один:
Жажды полная свобода
И терпимость всяких вин.
Погреб мой гостеприимный
Рад мадере золотой
И под пробкой смоленой
Сен Пере бутылке длинной.
В лета красные мои,
В лета юности безумной,
Поэтический Аи
Нравился мне пеной шумной,
Сим подобием любви!
...вспомнил о поэте
И напененный бокал
Я тогда всему на свете,
Милый брат, предпочитал.
Ныне нет во мне пристрастья -
Без разбора за столом,
Друг разумный сладострастья,
Вина обхожу кругом.
Все люблю я понемногу -
Часто двигаю стакан,
Часто пью - но, слава богу,
Редко, редко лягу пьян.
Послание к Л. Пушкину
Предпочтение Александр Сергеевич отдавал легким французским винам. Красное - бордо, белое - сотерн, шампанское - "Сен Пере", "Клико", "Моэт", "Люнель". К столу подавали токайское и рейнвейн.
"...девица из дворян Ольга Алексеевна Борисова, заведывавшая в доме чайным хозяйством и необыкновенно хорошо приготовлявшая ягодные наливки... угощала Пушкина смородиновкой, которую он очень любил. (И.А. Арсеньев. Слово живое о неживых.)
Любил жженку - пунш, изготовленный на основе рома, - которую называл Бенкендорфом за "полицейское", усмиряющее действие на желудок.
При работе А.С. Пушкин вина не пил вовсе. "Лимонад очень любил. Бывало, как ночью писать, - сейчас ему лимонад на ночь и ставишь". (Никифор Федоров, камердинер АС. Пушкина.)
Из "Записок" А.О. Смирновой-Россет можно узнать и о других напитках и лакомствах поэта: "... когда хотелось пить, ему подавали как прохладительное кофию черного... морошку, любимую Пушкиным, бруснику, брусничную воду, и клюквенный морс и клюкву замороженную, даже коржики, а сладостям не было конца".
Во времена Пушкина модно было сочинять руководства по кулинарии. Одно из них принадлежало перу двоюродного деда АС. Пушкина - Петру Абрамовичу Ганнибалу. Да и сам Александр Сергеевич в письме С.А. Соболевскому в стихотворной форме рекомендует:
У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармезаном макарони,
Да яишницу свари
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься налегке.
Как до Яжельбиц дотащит
Колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит
Сладострастный свой глазок!
Поднесут тебе форели!
Тотчас их варить вели.
Как увидишь: посинели,
Влей в уху стакан Шабли.
Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленький кусок...
Любознательным почитателям таланта А. С. Пушкина будут интересны старинные рецепты некоторых блюд из меню поэта. Приготовьте их и... ощутите вкус того времени!
Печеный картофель
Печеный картофель
Старый картофель чисто обмыть, мокрый осыпать солью, испечь в золе русской печи или в духовой печи, чаще переворачивая, чтобы не пригорел; печется около часу, не менее. Подается к завтраку. Отдельно соль и масло.
"Она (мать Пушкина) заманивала его к обеду печеным картофелем, до которого Пушкин был большой охотник".
А. П. Керн Воспоминания о Пушкине
Яблоки моченые
Яблоки моченые
Сделать из ржаного солода сусло, а именно 1 гарнец, то есть 1/4 ведра ржаного солода размешать в Бочонке с 2 ведрами холодной воды, оставить так до следующего утра. Утром перелить все в котел, прибавив полную чайную ложку соли, дать исподволь кипеть два часа, потом процедить, на каждое ведро сусла положить 2,5 фунта сахара или меньше. Можно даже и совсем не класть его, но в таком случае, когда сусло укиснет, Будучи налито на яблоки, слить его и залить яблоки свежим суслом.
«... Мы попросили варенца и моченых яблок. Это были любимые кушанья поэта».
Из воспоминаний В.А. Нащокиной
Жженка
Жженка
В серебряную, медную кастрюлю или вазу влить 2 бутылки шампанского, 1 бутылку лучшего рома, 1 бутылку хорошего Сотерну, положить на два фунта сахара, изрезанный ананас и вскипятить на плите; вылить в фарфоровую вазу, наложить на её края крестообразно 2 серебряные вилки или шпаги, на них большой кусок сахара, полить его ромом, зажечь и подливать ром, чтобы весь сахар воспламенился и растаял. Брать серебряной суповой ложкой жженку, поливая сахар, чтобы огонь не прекращался, прибавляя свежего рому, а между тем готовую жженку разливать в ковшики или кубки.
«... Сестра моя, Евпраксия, бывало, заваривает всем нам после обеда жженку; сестра прекрасно ее варила, да и Пушкин, ее всегдашний пламенный обожатель, любил, чтобы она заваривала жженку... И что за речи несмолкаемые, что за звонкий смех, что за дивные стихи то того, то другого поэта сопровождали нашу дружескую пирушку. Языков был, как известно, страшно застенчив, но и тот, бывало, разгорячится».
Из воспоминаний А.Л. Вулъф
Конфеты из клюквы
Конфеты из клюквы
На один белок положить одну чашку мелкого лучшего сахара, тереть деревянной ложкой добела, положить полную десертную ложку лимонного сока и мешать ложкою, пока не загустеет так, чтобы глазурь эта держалась в массе. Тогда обвалять осторожно каждую крупную ягодку в эту глазурь, сложить на блюдо, смазанное воском или самым свежим, несоленым сливочным маслом, дать ягодам обсохнуть, сложить в банки, но долго держать их нельзя.
«... По вечерам часто угощали Александра Сергеевича клюквой, которую он особенно любил. Клюкву с сахаром обыкновенно ставили ему на блюдечке».