Татьяна МАСС (tanya_mass) wrote in pushkinskij_dom,
Татьяна МАСС
tanya_mass
pushkinskij_dom

Categories:

Малоизвестный портрет А.С. Пушкина



И. И. Вивьен
Портрет А. С. Пушкина. Конец 1826 — начало 1827 годов
Бумага, итальянский карандаш, белила
Внизу справа: «J. V.»

В экспозиции Литературного музея Пушкинского Дома можно увидеть портрет Александра Сергеевича Пушкина, выполненный в Москве в конце 1826 — начале 1827 годов французским художником Иосифом Иосифовичем Вивьеном.
Это камерный погрудный портрет, выполненный итальянским карандашом с добавлением белил. Легкая полуулыбка, внимательный умный взгляд на зрителя, и в то же время какая-то затаенная мысль человека зрелого, знающего что-то очень важное о себе, о жизни.

Пушкин, вернувшийся из михайловской ссылки 8 сентября 1826 года по приказу только что коронованного императора и принятый им в Кремлевском дворце, был встречен в Москве с невиданным энтузиазмом. Поэт был обласкан не только в узком кругу друзей, но и на балах и в светских гостиных, где читал стихи, написанные в Михайловском, в т. ч. и «Бориса Годунова».  Вместе со своими молодыми приятелями Дмитрием Владимировичем Веневитиновым, Алексеем Степановичем Хомяковым, Владимиром Федоровичем Одоевским и другими он затеял издание журнала «Московский вестник». Освобожденный царем от гражданской цензуры, Пушкин в то же время оказывается в ином плену — он вынужден принять цензуру царскую, которая до конца его дней будет для него тяжким бременем.

Портрет Пушкина работы Вивьена — одна из реликвий Пушкинского Дома. Впервые он оказался в поле зрения будущего главного хранителя Пушкинского Дома Бориса Львовича Модзалевского (1974— 1928) еще в 1902 году во время командировки в Тригорское, куда он был отправлен Академией наук для знакомства с библиотекой, которая хранилась у потомков Осиповых-Вульф.
В отчете о поездке Модзалевский писал:

«Из портретов, хранящихся в Тригорском, укажу, прежде всего, карандашный портрет Пушкина, писанный J. V. (то есть, J. Vernet), восхитительный по своей работе, сохранности и, несомненно, самый сходный с оригиналом,— судя по маске поэта; портрет этот висит в наглухо закрытой, необитаемой ныне комнате М. И. Осиповой, подвергается всем случайностям, огню и воде, т.е. сырости; такой драгоценности, нет сомнения, гораздо более прилично было бы храниться в Пушкинском Лицейском Музее или в Императорской Публичной Библиотеке, где бы он мог быть доступен для обозрения публики и где бы менее подвергнут был действию неблагоприятных обстоятельств».

Портрет был подарен поэтом Марии Ивановне Осиповой (1820—1895), дочери тригорской приятельницы поэта Прасковьи Александровны Осиповой и ее мужа Ивана Сафоновича Осипова.
В 1907 году последняя владелица имения Софья Борисовна Вревская (1839—1920), внучка подруги Пушкина и адресата его лирических стихотворений Евпраксии Николаевны Вульф (Вревской), передала в Пушкинский Дом наряду с другими материалами и пушкинский портрет.
В своем отчете Модзалевский неверно расшифровал инициалы художника. ⠀

Настоящее его имя стало известно позднее — это Иосиф Иосифович Вивьен де Шатобрен (Viviende Chateaubrun Joseph Eustache) (1793— 1852). Художник французского происхождения, Вивьен служил учителем рисования в Московском дворцовом архитектурном училище. К 1820-м годам относится серия его карандашных портретов известных литераторов — Василия Львовича Пушкина, Петра Андреевича Вяземского, Евгения Абрамовича Баратынского. Возможно, последний и был инициатором заказа портрета Пушкина Вивьену. Художником одновременно были исполнены два портрета поэта. Один из них был подарен Е. А. Баратынскому (в настоящее время хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина), другой был привезен в Тригорское в качестве подарка М. И. Осиповой.

Портрет работы Вивьена публика впервые увидела в 1880 году на Пушкинской выставке в Петербурге, устроенной комитетом Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературного фонда). В пользу фонда на выставке продавались фотографии с портрета, сделанные известным фотографом Сергеем Львовичем Левицким.

✨Информацию подготовила – Людмила Евгеньевна Мисайлиди, хранитель фондов мемориальных предметов и декоративно-прикладного искусства.✨

Tags: Пушкин в изобразительном искусстве, портреты
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments