В обширной библиотеке художника, несмотря на переезды, всегда было полное собрание сочинений поэта.
Об этом свидетельствовала его единственная дочь Елена Кузминична (1922-2008)
А в начале 1930-х годов Петров-Водкин написал портрет Пушкина и ... уничтожил его.
В декабре 2018 года отдел технологических исследований Русского музея вдруг обнаружил,
что под слоем одного из полотен Петрова-Водкина, на котором был эскиз картины «Колхозницы», есть ещё один слой.
В 20-х- 30- х годах прошлого века из-за нехватки денег многие художники (и Петров-Водкин в их числе)
часто писали новые картины на своих или чужих использованных холстах.
Над «Колхозницами» художник работал с 1937 и почти до самой смерти в феврале 1939 года.
Но так и не докончил.
Этот холст и взяли для подробного изучения технологических приёмов Петрова-Водкина.
Однако когда холст просветили с помощью специальной аппаратуры, то оказалось,
что под женскими головами колхозниц прячется ... Александр Сергеевич Пушкин!
Это было сенсацией, ведь портрет считался уничтоженным.
Об этом и сам художник говорил, добавляя, что портрет ему не понравился.
Об этом свидетельствовала и его дочь – что отец чуть ли не на глазах у неё разрезал полотно.
А перед этим не раз ей говорил, мол, «что-то не клеится у него с Пушкиным».
В своих воспоминаниях дочь рассказывает, что Петров-Водкин начал работу в Болдине,
потом продолжил в Пушкине, где семье дали квартиру в здании знаменитого Лицея.
Но всё равно образ поэта «не шёл»...
Дочь описала и картину, какой она успела её увидеть.
«Пушкин сидит на диване, нога протянута, а на ковре валяется смятое письмо, наверное, от Натали»
(от Натали – это только дочкино предположение).
Ещё из воспоминаний дочери, как отец ей говорил - "Нет, Пушкин таким не может быть" и стал резать холст.
"И в этот момент, когда он резал, я смотрела на лицо Пушкина, мне показалось, что он ухмыляется.
Я говорю: - Если он такой, то это не Пушкин и нечего расстраиваться"...
По счастью в фонде Всероссийского музея А.С. Пушкина сохранилась фотография той уничтоженной картины
и она совпадает с описанием Елены Кузминичны. Кто её сделал, неизвестно, но она есть:
Мало того, в запасниках фонда есть и отрезанная нижняя часть картины с книгами на полу и брошенным письмом (если это письмо)
То есть Петров-Водкин просто отрезал нижнюю часть картины,
а на оставшейся части холста стал набрасывать "колхозниц", а вовсе "не изрезал" холст на части...
Будет ли восстановлена картина или нет – время покажет.
Но уже получилась целая история с обретённым портретом Пушкина,
который, как «рукописи не горят», так и он – не разрезан...
А портрет Пушкина Петров Водкин всё же написал, в 1937 году, называется «Пушкин в Петербурге».
И этот портрет тоже необычный.
Как будто вся вселенская скорбь у поэта в глазах, через сто лет после смерти:
Иллюстрации – из своб. доступа, сайт spb.aif.ru