-
-
evfimi wrote in
pushkinskij_dom
Пушкин поёт Лазаря
Предание

1.
1825 года 29 майя был в Святых Горах о Девятой пятницы и здесь имел щастие видеть Александра Сергеевича господина Пушкина, которой некоторым образом удивил странною своею одеждою, а например: у него была надета на голове соломенная шляпа, в ситцевой красной рубашке, опоясавшись голубою ленточкою, с железною в руке тростию, с предлинными чорными бакинбардами, которые более походят на бороду, также с предлинными ногтями, с которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом, я думаю, около 1/2 дюжины
Торговец И.И. Лапин «Из дневника»
2.
Когда псковский архиепископ Евгений посетил Святогорский монастырь, к нему внезапно явился с ярмарки Пушкин в одежде русского мужика, чем очень удивил преосвященного
П.В. Киреевский. Из книги: П.И. Бартенев «Рассказы о Пушкине»
3.
Святогорский монастырь называется Успенским, и в нём хранится очень чтимая местным населением икона Одигитрии Божьей Матери. На главных входных воротах монастыря с одной стороны имеется надпись: «Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости твоея». А на другой: «Возведи очи мои горе, отнюдуже прийдет помощь моя». Возле этих ворот, по преданию, Пушкин пел когда-то с нищими Лазаря
П.М. Устимович «По пушкинским местам» // Исторический Вестник за 1908
4.
Когда в монастыре была ярмарка в Девятую пятницу, Пушкин, как рассказывают очевидцы-старожилы, одетый в крестьянскую белую рубаху с красными ластовками, опоясанный красною лентою, с таковою же и через плечо, не узнанный местным уездным исправником, был отправлен под арест за то, что вместе с нищими, при монастырских воротах, участвовал в пении стихов о Лазаре, Алексее человеке Божием, и других, тростию же с бубенчиками давал им такт, чем привлёк к себе большую массу народа и заслонил проход в монастырь на ярмарку. От такого ареста был освобождён благодаря лишь заступничеству здешнего станового пристава
Игумен Иоанн «Описание Святогорского Успенского Монастыря Псковской епархии». Псков, 1899
5.
Ярмарка тут в монастыре бывает в Девятую пятницу, перед Петровками; народу много собирается; и он туда хаживал, как есть, бывало, как дома: рубаха красная, не брит, не стрижен, чудно так, палка железная в руках; придёт в народ, тут гулянье, а он сядет наземь, соберёт к себе нищих, слепцов, они ему песни поют, стихи сказывают. Так вот было раз, ещё спервоначалу приехал туда капитан-исправник на ярмарку: ходит, смотрит, что за человек чудной в красной рубахе с нищими сидит? Посылает старосту спросить, кто, мол, такой? А Александр-то Сергеич тоже на него смотрит, зло так, да и говорит эдак скоро (грубо так он всегда говорил): «Скажи капитану-исправнику, что он меня не боится и я его не боюсь, а если надо ему меня знать, так я – Пушкин». Капитана ничто взяло, с тем и уехал, а Александр Сергеич бросил слепцам беленькую, да тоже домой пошёл
Дворовый Пётр, служивший у Пушкина кучером. Из книги: К.Я. Тимофеев «Могила Пушкина и село Михайловское» // Журнал Министерства Народного Просвещения за 1859
6.
Одевался Пушкин, хотя, по-видимому, и небрежно, подражая и в этом, как и во многом другом, прототипу своему Байрону, но эта небрежность была кажущаяся: Пушкин относительно туалета был очень щепетилен. Рассказывают, будто живя в деревне, он ходил всё в русском платье. Совершеннейший вздор. Пушкин не изменял обыкновенному светскому костюму. Всего только раз, заметьте себе, раз, во всё пребывание в деревне, а именно в Девятую пятницу после Пасхи, Пушкин вышел на святогорскую ярмарку в русской красной рубахе, подпоясанный ремнём, с палкою, в корневой шляпе, привезённою им ещё из Одессы. Весь новоржевский бомонд, съезжавшийся на эту ярмарку закупать сахар, вино, увидя Пушкина в таком костюме, весьма был этим скандализирован
Ал. Н. Вульф в передаче М.И. Семевского // Санкт-Петербургские Ведомости за 1866
7.
Из Михайловского Пушкин любил ходить в Святые Горы, причём, как передают, всегда входил в монастырь восточными воротами, обращёнными в сторону села Михайловского. По преданию, ему в монастыре отводилась келья, стены которой он испещрял своими стихами. Придя в Святые Горы в Девятник, то есть в Девятую пятницу по Пасхе, когда бывает там ярмарка, Пушкин часто останавливался у святых ворот монастыря, выходящих на запад по направлению к слободе Тоболенец, и здесь он прислушивался к пению нищих, распевающих и доселе духовные стихи о Лазаре, об архангеле Михаиле, о Страшном Суде и тому подобные канты, а иногда подпевал им и сам
Л.И. Софийский «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем»
8.
Пушкин любил ходить на кладбище, когда там голосили над могилками бабы, и прислушиваться к бабьему причитанию, сидя на какой-нибудь могилке. На ярмарке в Святых Горах Пушкин любил разгуливать среди народа и останавливаться у групп, где нищие тянули Лазаря или где парни спорили
Д.С. Сергеев-Ремизов по записи А.Н. Мошина. В книге: А.Н. Мошин «Новое об 11 великих писателях»
9.
В пяти верстах от Михайловского на горе стоит Святогорский монастырь. Туда часто ходил Пушкин. Постукивая своею тяжёлою палкою, поднимался он по ступеням, сложенным из цельных больших камней. Там, под сводами, в прохладном сумраке Успенской церкви на него благосклонно смотрела чтимая мужиками икона Одигитрии. Пушкин вслушивался в славянские стихиры, переводы творений Козьмы Маюмского и прочих греческих песнопевцев. Знаменитое моление Ефрема Сирина он много позже переложил даже в стихи. Потом, выйдя к воротам, садился наземь среди странников и слепцов и слушал, как они поют Лазаря или стих об Алексии, человеке Божием. Он подтягивал им, размахивая в такт рукою
Г.И. Чулков «Жизнь Пушкина»