evfimi wrote in pushkinskij_dom

Category:

Пушкин поёт Лазаря

Предание
 

1.
1825 года 29 майя был в Святых Горах о  Девятой пятницы и здесь имел щастие видеть Александра Сергеевича  господина Пушкина, которой некоторым образом удивил странною своею  одеждою, а например: у него была надета на голове  соломенная шляпа, в ситцевой красной рубашке, опоясавшись голубою  ленточкою, с железною в руке тростию, с предлинными чорными  бакинбардами, которые более походят на бороду, также с предлинными  ногтями, с которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим  аппетитом, я думаю, около 1/2 дюжины
Торговец И.И. Лапин «Из дневника»
 

2.
Когда  псковский архиепископ Евгений посетил Святогорский монастырь, к нему  внезапно явился с ярмарки Пушкин в одежде русского мужика, чем очень  удивил преосвященного
П.В. Киреевский. Из книги: П.И. Бартенев «Рассказы о Пушкине»
 

3.
Святогорский  монастырь называется Успенским, и в нём хранится очень чтимая местным  населением икона Одигитрии Божьей Матери. На главных входных воротах  монастыря с одной стороны имеется надпись: «Богородице, дверь небесная,  отверзи нам двери милости твоея». А на другой: «Возведи очи мои горе,  отнюдуже прийдет помощь моя». Возле этих ворот, по преданию, Пушкин пел  когда-то с нищими Лазаря
П.М. Устимович «По пушкинским местам» // Исторический Вестник за 1908
 

4.
Когда  в монастыре была ярмарка в Девятую пятницу, Пушкин, как рассказывают  очевидцы-старожилы, одетый в крестьянскую белую рубаху с красными  ластовками, опоясанный красною лентою, с таковою же и через плечо, не  узнанный местным уездным исправником, был отправлен под арест за то, что  вместе с нищими, при монастырских воротах, участвовал в пении стихов о  Лазаре, Алексее человеке Божием, и других, тростию же с бубенчиками  давал им такт, чем привлёк к себе большую массу народа и заслонил проход  в монастырь на ярмарку. От такого ареста был освобождён благодаря лишь  заступничеству здешнего станового пристава
Игумен Иоанн «Описание Святогорского Успенского Монастыря Псковской епархии». Псков, 1899

5.
Ярмарка тут в монастыре бывает в Девятую пятницу, перед  Петровками; народу много собирается; и он туда хаживал, как есть,  бывало, как дома: рубаха красная, не брит, не стрижен, чудно так, палка  железная в руках; придёт в народ, тут гулянье, а он сядет наземь,  соберёт к себе нищих, слепцов, они ему песни поют, стихи сказывают. Так  вот было раз, ещё спервоначалу приехал туда капитан-исправник на  ярмарку: ходит, смотрит, что за человек чудной в красной рубахе с нищими  сидит? Посылает старосту спросить, кто, мол, такой? А Александр-то  Сергеич тоже на него смотрит, зло так, да и говорит эдак скоро (грубо  так он всегда говорил): «Скажи капитану-исправнику, что он меня не  боится и я его не боюсь, а если надо ему меня знать, так я – Пушкин».  Капитана ничто взяло, с тем и уехал, а Александр Сергеич бросил слепцам  беленькую, да тоже домой пошёл
Дворовый Пётр, служивший у Пушкина  кучером. Из книги: К.Я. Тимофеев «Могила Пушкина и село Михайловское» //  Журнал Министерства Народного Просвещения за 1859
 

6.
Одевался Пушкин, хотя, по-видимому, и  небрежно, подражая и в этом, как и во многом другом, прототипу своему  Байрону, но эта небрежность была кажущаяся: Пушкин относительно туалета  был очень щепетилен. Рассказывают, будто живя в деревне, он ходил всё в  русском платье. Совершеннейший вздор. Пушкин не изменял обыкновенному  светскому костюму. Всего только раз, заметьте себе, раз, во всё  пребывание в деревне, а именно в Девятую пятницу после Пасхи, Пушкин  вышел на святогорскую ярмарку в русской красной рубахе, подпоясанный  ремнём, с палкою, в корневой шляпе, привезённою им ещё из Одессы. Весь  новоржевский бомонд, съезжавшийся на эту ярмарку закупать сахар, вино,  увидя Пушкина в таком костюме, весьма был этим скандализирован
Ал. Н. Вульф в передаче М.И. Семевского // Санкт-Петербургские Ведомости за 1866
 

7.
Из  Михайловского Пушкин любил ходить в Святые Горы, причём, как передают,  всегда входил в монастырь восточными воротами, обращёнными в сторону  села Михайловского. По преданию, ему в монастыре отводилась келья, стены  которой он испещрял своими стихами. Придя в Святые Горы в Девятник, то  есть в Девятую пятницу по Пасхе, когда бывает там ярмарка, Пушкин часто  останавливался у святых ворот монастыря, выходящих на запад по  направлению к слободе Тоболенец, и здесь он прислушивался к пению нищих,  распевающих и доселе духовные стихи о Лазаре, об архангеле Михаиле, о  Страшном Суде и тому подобные канты, а иногда подпевал им и сам
Л.И. Софийский «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем»
 

8.
Пушкин  любил ходить на кладбище, когда там голосили над могилками бабы, и  прислушиваться к бабьему причитанию, сидя на какой-нибудь могилке. На  ярмарке в Святых Горах Пушкин любил разгуливать среди народа и  останавливаться у групп, где нищие тянули Лазаря или где парни спорили
Д.С. Сергеев-Ремизов по записи А.Н. Мошина. В книге: А.Н. Мошин «Новое об 11 великих писателях»
 

9.
В  пяти верстах от Михайловского на горе стоит Святогорский монастырь.  Туда часто ходил Пушкин. Постукивая своею тяжёлою палкою, поднимался он  по ступеням, сложенным из цельных больших камней. Там, под сводами, в  прохладном сумраке Успенской церкви на него благосклонно смотрела чтимая  мужиками икона Одигитрии. Пушкин вслушивался в славянские стихиры,  переводы творений Козьмы Маюмского и прочих греческих песнопевцев.  Знаменитое моление Ефрема Сирина он много позже переложил даже в стихи.  Потом, выйдя к воротам, садился наземь среди странников и слепцов и  слушал, как они поют Лазаря или стих об Алексии, человеке Божием. Он  подтягивал им, размахивая в такт рукою
Г.И. Чулков «Жизнь Пушкина»

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded