И.Айвазовский «Прощание Пушкина с морем», 1887
Рассказывают, что в 1836 году, на одной из академических выставок в Санкт-Петербурге Айвазовский познакомился с Пушкиным. Принято считать, эта встреча произвела неизгладимое впечатление на молодого художника. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», - вспоминал позже он.
Когда в год пятидесятилетия со дня смерти поэта Айвазовский приступил к работе над картиной «Прощание Пушкина с морем», стало понятно, что море-то он напишет, как всегда мастерски, а вот с портретом могут возникнуть некоторые сложности. Дело в том, что все, не связанное с морем, а особенно портреты, Айвазовскому не очень-то давалось. Поэтому к работе был привлечен более способный портретист – фигуру Пушкина написал Илья Репин.
Интересно, что Айвазовский стал автором не только цикла картин, посвященных Пушкину. А.П.Чехов упоминал, что художник «писал вместе с Глинкой “Руслана и Людмилу”». Действительно, известно, что И.Айвазовский сообщил М. Глинке три татарских напева, из которых два композитор использовал в лезгинке, а третий для Andante сцены Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила».
При этом, по словам Чехова, Айвазовский не только не читал пушкинской поэмы, но и вообще в своей жизни он не прочел ни одной книги. Вот и гадай теперь, то ли Чехов не был знаком с высказываниями художника о "любимом поэте", то ли Айвазовский принуждал домочадцев ему книжки вслух зачитывать.
«Когда ему предлагают читать, он говорит: “Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?”» - писал Чехов о художнике.
https://zastris.livejournal.com/