?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Неприметный персонаж в «Евгении Онегине» / филология, Александр Пушкин, Евгений Онегин / Discours.io

Пушкинисты – народ серьезный, их крупные проблемы привлекают, до мелочей ли тут? И получилось: о главных героях романа в стихах писано-переписано (кому и чему верить?), а очень многое даже и не затронуто. Попробуем приглядеться к одному из таких неприметных персонажей…

Именины Татьяны превратились в своеобразный региональный съезд.

Вся сцена Пушкиным дана под «классицистский», ломоносовский, при этом специально в примечании оговоренный зачин:

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою

Веселый праздник именин.

Этот веселый пародийный зачин делает тем более оправданным и пародирование классицистских имен-масок. Для сравнения: в списке действующих лиц в комедии В.В. Капниста «Ябеда» значатся: Кривосудов, председатель Гражданской палаты, члены палаты Бульбулькин, Атуев (предшественник гоголевского Ляпкина-Тяпкина как любителя псовой охоты), Паролькин, секретарь Кохтин, прокурор Хватайко. Однако не будем увлекаться чисто внешним сходством, ибо куда более существенно отличие пушкинского изображения от классицистского. Классицистские имена-маски выполняли роль универсальной характеристики в силу односторонности, однолинейности, статичности изображения характеров. Основная нагрузка пушкинского изображения ложится все-таки не на фамилии, а на лаконичные, но убийственно сильные детали самих характеристик. Да и фамилии лишены гротеска, ирония смягчена, уведена с поверхности вглубь.

В перечне индивидуально выделенных гостей представлен «уездный франтик Петушков». Тут начинает работать внутренняя форма слова. Петухов – в ином контексте могло бы звучать нейтрально; здесь же фамилия дана в уменьшительно-ломкой форме – Петушков. Мало этого: несерьезность, легковесность удваивается, возводится в квадрат – франтик Петушков. Заметим: «франт» на страницах романа встречается неоднократно, в разных контекстах; слово не означает геройства, но может приниматься всерьез. «Франтик Петушков» – иронично без всякой пощады. Разрушительную силу иронии довершает эпитет (это уже возведение в куб, только дроби: чем больше умножений, тем меньше фактический результат): «уездный франтик Петушков»... Вот и получилось нечто крикливое и до невзрачности мелкое.

Между тем даже сюжетная роль Петушкова немаловажна.

Обрадован музыки громом,

Оставя чашку чаю с ромом,

Парис окружных городков,

Подходит к Ольге Петушков,

К Татьяне Ленский...

И все чинно, все благопристойно: «бал блестит во всей красе»! Но стоит лишь Онегину выбрать на танец Ольгу – и все переменится: «Ленский мой / Всё видел: вспыхнул, сам не свой...».

Писарев, как известно, не увидел логики в поведении Ленского: «Что Онегин наклонялся к Ольге и шептал ей что-то, в этом, кажется, нет ничего преступного... В двадцатых годах комплименты были еще в полном ходу, и дамы были еще так наивны, что находили их лестными и приятными. Стало быть, ни Онегин, ни Ольга не позволили себе решительно ничего такого, что выходило бы из уровня принятых обычаев».

Как раз прецедент с Петушковым и показывает, что «трагедия» произошла не «по поводу котильона» (Писарев). Есть все основания предполагать «танцевальный флирт» Петушкова с Ольгой (иначе какой франтик, тем более Парис), но именно такой, который не выходил «из уровня принятых обычаев». И Ленский на его инициативу никак не реагирует: он не фанатичный ревнивец. Онегина он не прощает, поскольку оскорблен демонстративностью поступков былого друга; ошибается поэт только в понимании мотивировок странного поведения.

А имя Петушкова появится на страницах романа и еще раз. Старушка Ларина с некоторыми соседями говорит о загрустившей Татьяне.

«Не влюблена ль она?» – В кого же?

Буянов сватался: отказ.

Ивану Петушкову – тоже.

Петушков – Иван, оказывается. Мы-то его запомнили без имени: уездный франтик Петушков. Впрочем, знавали и с именем, только чужим, и это было комично, потому что «не по Сеньке шапка»: «Парис окружных городков...». А он, на прощании с ним узнаем, Иван, с человеческим (для Лариной) именем, и к Татьяне сватается, только тоже, как Буянов, неизвестно – зачем.

И все-таки заметим: мельком, между прочим в повествование включаются сюжетные детали весьма значительного свойства. Движение романа и его сюжетный итог верно оценил С.Г. Бочаров: «На его свершившийся сюжет мы можем посмотреть как на свершившуюся возможность, которая не исчерпывает всей реальности. Герои больше своей судьбы, и не сбывшееся между ними – это тоже какая-то особая и ценная реальность. И это несбывшееся тоже входит в смысловой итог романа. Оно присутствует здесь как особая тема, как прерывистая “другая линия”…». И еще важное заключение: «Реальность, включающая в себя богатство возможностей – как иного хода действия и судьбы героев, так и возможностей будущего романа, литературного развития, – вот что такое “Евгений Онегин”».

Размышления над несбывшимися поворотами сюжета интересны и необходимы. Но в данном случае акции несостоявшихся женихов что-то добавят к нашему пониманию Татьяны (а это – особая тема). Для понимания женихов достаточно текста. Зато прочтение его с вниманием – дело не лишнее.

https://discours.io/articles/culture/neprimetnyy-personazh-v-evgenii-onegine


Comments

karantin
May. 9th, 2018 07:36 pm (UTC)
Очень интересный разбор мотивов дуэли и событий на именинах Татьяны. Я, однако, рискуя навлечь на себя гнев знатоков и экспертов, позволю себе согласиться не полностью.

Глава III Строфа XXXVII
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.

Это Татьяна в конце июня 1820 года ждет ответа на свое письмо Онегину. Ее влюбленность и страдания не были секретом даже для соседей, не говоря уже про мать:

Глава IV Строфа XXIV
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
Ничто ее не занимает,
Ее души не шевелит.
Качая важно головою,
Соседи шепчут меж собою:
Пора, пора бы замуж ей!..

Поэтому то, каким образом Онегина заманили на ее именины можно считать попыткой Прасковьи через Ленского свести Онегина и Татьяну. Действительно, такой завидный жених холостой ходит, а дочь страдает. Какая бы мать не попыталась? И разумеется, Онегин, поднаторевший в интригах в Петербурге, без труда понял, что именно тут происходит. Он мстил не только Ленскому, ухаживая за его Ольгой, но Лариным, и особенно Прасковье. «Захотела свести меня с дочерью? Так почему же не сойтись? Только с другой…» Короче, в смерти Ленского косвенно поучаствовали все, винить одного Онегина не стоит.

В оценках мотивов поведения Онегина мнение Писарева мне не кажется достаточно обоснованным. Вот что пишет В. Набоков: «…Читатели остаются в полном недоумении относительно причин дуэли между Онегиным и Ленским и не могут понять всех ее подробностей, если только не воспринимают ее как должное, как некое действо, происходящее по законам странной „феодальной“ легенды или оперного либретто. На самом же деле для благородного человека в 1820 г. во всем цивилизованном мире было совершенно естественно вызвать на дуэль того, кто вел себя по отношению к нему и его невесте так, как на балу у Лариных вел себя Онегин…».

Ну и наконец про Ивана Петушкова, Буянова и гусара Пыхтина с их попытками сватовства в дальнейшем:

Глава VII Строфа XXVI
«Не влюблена ль она?» — В кого же?...

Сколько лет должно было пройти между именинами Татьяны и ее замужеством, чтобы ее пылкая влюблённость в Онегина напрочь забылась? Сколько лет было Татьяне, когда она писала свое письмо, и потом, когда выходила замуж? В тексте, если внимательно прочитать, есть ответы на все вопросы. Там все выверено строго по календарю.

Profile

pushkinskij_dom
Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин
Приветствие "Пушкинского дома". 8 января 2011

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com