fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote in pushkinskij_dom,
fluffyduck2
fluffyduck2
pushkinskij_dom

Categories:

23 ноября 1831 года в Санкт-Петербурге открылся Румянцевский музей

Граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826) - внук сподвижника Петра Великого Александра Ивановича Румянцева, подписавшего трактат о мире со Швецией 1743 г., сын знаменитого полководца времен Екатерины II Петра Александровича Румянцева-Задунайского, одержавшего победу над турецкой армией и заключившего в 1774 г. мир в Кайнарджи. Сам Н.П. Румянцев, известный государственный деятель - дипломат, министр, а в то время - Государственный канцлер России, в 1809 г. заключил Фридрихсгамский мир со Швецией. Эти три важных события символизировала мраморная статуя "Nike" работы скульптора Кановы, которая по заказу канцлера была изготовлена в Италии, долгие годы находилась в доме Н.П. Румянцева в Санкт-Петербурге, а потом, переехав с Румянцевскими коллекциями в Москву, заняла почетное место в Пашковом доме, где расположился Румянцевский музей. Но не случайно на фамильном гербе Румянцевых значилась надпись: "Non solum armis" ("Не только оружием")

Много сделали Румянцевы для славы России и в деле победы "над врагами", и в деле просвещения, процветания наук. В дарованном Румянцевым Екатериной II имении в Гомеле Николай Петрович открывает гимназию. После пожара, уничтожившего большую часть Гомеля, он обустраивает общественный гостинный двор; учреждает стеклянный и кафельный заводы, завод для производства спирта, ткацкую и прядильную фабрики; строит соборную церковь, каменный католический костел и богадельню, помогает сооружению еврейской синагоги; открывает аптеку и проводит через реку Сож мост на сваях. В 1813 г. в Великих Луках на свои средства он строит одну из первых в российской провинции публичную библиотеку.

В 1814 г. Румянцев вышел в отставку c сохранением пожизненно звания Государственный канцлер. Николай Петрович всецело отдается наукам, глубоко изучает историю России, хочет послужить Отечеству на новом поприще мецената и просветителя. Вокруг него сплачивается "ученая дружина" - Румянцевский кружок, ведутся интереснейшие исследования русских документальных памятников, рукописей, первопечатных книг, организуются экспедиции. На научные предприятия им было затрачено более миллиона рублей, и 1/5 этих средств пошла на издание ученых трудов.


А еще всю жизнь собирал Государственный канцлер коллекцию. В ней к концу жизни Николая Петровича было более 28 тысяч книг, рукописи, этнографические, археологические материалы, монеты, минералы, живопись, скульптура. Библиотека Румянцева включала более 12 тысяч томов по российской и мировой истории, да и рукописи, собранные им, были, прежде всего, по истории российской государственности. Среди книг - 104 инкунабула (книги, изданные до 1 января 1501 г.), большое количество русских первопечатных книг, произведения ученых XVII - XIX вв., описания путешествий, первое издание "Слова о полку Игореве" 1800 г., первое и второе издания Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. Музей графа Румянцева располагался в особняке на Английской набережной в Санкт-Петербурге (Английская наб. 44). Дом этот Николай Петрович купил в 1802 г. у английского купца Вара. Сейчас здесь Музей истории Санкт-Петербурга. Этот частный музей, созданный усилиями одного человека, был доступен в установленные часы всем желающим. При жизни Н.П. Румянцева многие столичные ученые обращались к ценным документам и материалам его музея.

Умер Н.П. Румянцев, не оставив завещания. Граф Сергей Петрович, брат канцлера, славившийся, по словам современников, обширными познаниями и редкой начитанностью, сочувствовал плану канцлера. Сергей Петрович был поэтом, публицистом, дипломатом, историком, дружил с Н.М. Карамзиным. Вместе с А.С. Пушкиным посещал в 1817 - 1820 гг. "субботы" у В.А. Жуковского. Выполняя устную волю брата, он передал коллекцию в казенное ведомство на пользу Отечеству и благое просвещение. 3 апреля (22 марта) 1828 г. последовал Указ Правительствующему сенату об учреждении в Санкт-Петербурге общественного ученого заведения Румянцевский музей и передаче его «в собственность» Министерства народного просвещения. 9 июня (28 мая) 1831 г. в столице был основан Румянцевский музей, утверждены его Положение и штат.



С 1831 по 1861 г. в Петербурге в том же особняке Румянцева на Английской набережной действовал теперь уже государственный Румянцевский музей, с 1845 г. ставший филиалом Императорской Публичной библиотеки. Музей бедствовал, денег на его содержание не отпускалось. В то же время в Москве не было общедоступной библиотеки. И тогда усилиями хранителя Румянцевских коллекций в Петербурге писателя и музыкального критика Владимира Федоровича Одоевского, попечителя Московского учебного округа Николая Васильевича Исакова и последовавшим за ними решением Государственного совета, утвержденным императором Александром II, Румянцевский музей переводится в Москву. На основе коллекций его и Московского университета создаются Московский публичный и Румянцевский музеи (далее - Румянцевский музей, Музеи).

Особая роль в становлении Московского публичного и Румянцевского музеев принадлежит петербургским библиотекам и, прежде всего Императорской публичной библиотеке, чей директор - лицейский однокашник Пушкина - Модест Андреевич Корф не только сам поручил Одоевскому составить записку о бедственном положении Румянцевского музея в Петербурге и возможности перевода его в Москву, но и "желал явить новый знак своего искреннего сочувствия и содействия к дальнейшему преуспению Московской публичной библиотеки, ходатайствовал об обращении в нее книг". Многие тысячи томов русских, иностранных, первопечатных книг из дублетов Императорской публичной библиотеки в ящиках с реестрами, каталожными карточками отправлялись во вновь создаваемую в Москве библиотеку. Сюда же отправлялись и дублеты из переданных в Императорскую публичную библиотеку фондов Императорского Эрмитажа.

В 1861 году, несмотря на многочисленные протесты петербургской интеллигенции, музей был переведён в Москву, где он вошёл в состав так называемого «Московского публичного музеума и Румянцевского музеума». М.А. Корф писал 28 июня 1861 г. Н.В. Исакову, что "считает себе за честь быть участником основания в Москве публичной библиотеки". Вслед за Императорской публичной и другие библиотеки и организации Санкт-Петербурга оказывали Библиотеке Музеев содействие при ее образовании. Российская Академия наук, Петербургская духовная академия, Департамент Генерального штаба помогли Московскому публичному и Румянцевскому музеям, Библиотеке в первые годы их становления. А расположились они в самом красивом архитектурном ансамбле Москвы, Первопрестольной столицы государства Российского, в Пашковом доме.



Румянцевский музей в период своего существования - уникальный пример собирания культурного наследия на основе частной инициативы коллекционеров, дарителей, меценатов, в число которых вошли государственные деятели, члены императорской семьи, деятели культуры, представители различных сословий российского общества.

Благодаря "высочайшему почину" музей до революции не знал недостатка в подарках и пожертвованиях. Среди дарителей - члены императорской семьи, графиня Уварова, наследники архитектора Н. Львова, братья Мухановы, академик гравюры Н. Мосолов, В. Трофимович, И. Свешников и многие другие. Академия художеств подарила ко дню "второго рождения" музея работы художников Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, Н.П. Зайервида.

Румянцевский музей был центром художественной жизни Москвы ХIХ в., обладая известными собраниями картин русской и западноевропейской живописи, графики, лубочной картинки, коллекциями христианских и русских древностей, скульптурных слепков и фотографий с древних памятников. На выставке были представлены уникальные экспонаты из Афонских экспедиций П.И. Севастьянова, собрания Л.К. Зубалова, А.С. Уварова, К.Т. Солдатенкова, Н.И. Подклюшникова, М.П. Фабрициуса, а также картины из коллекции Федора Ивановича Прянишникова, первого собирателя русской живописи, которая в 1867 году была приобретена для музея. Среди 172 картин этой коллекции работы И.К. Айвазовского, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, О.А. Кипренского, Д.Г. Левицкого, П.А. Федотова.

В июле 1862 книжный фонд Румянцевского музея был реорганизован в библиотеку. В Москве Румянцевский музей разместили в доме Пашкова, который был возведен в 1780-х г. российским архитектором В.И. Баженовым. Музей подразделялся на три отдела — живописный, гравюрный и т.н. Дашковский музей, в который вошли собрания русских путешественников, в частности, Крузенштерна и Лисянского. В 1924 году, уже при советской власти, здание музея и его библиотека были переданы созданной на её основе Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.

Во время реорганизации Румянцевского музея его уникальные экспонаты пополнили коллекции ведущих музеев России: Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Владимира, Ростова Великого, Иванова, а ряд произведений впоследствии оказались за её пределами: в Киеве, Феодосии, Ялте, Гомеле, Ташкенте и других городах. Полотна Рембрандта и многих других европейских художников были переданы в ГМИИ им. А.С. Пушкина, собрание отечественной живописи — в Третьяковскую галерею, а экспонаты Дашковского музея — в Музей народов СССР.

Все этнографические коллекции, и собранные графом Румянцевым, и те, которые появились уже в Москве, ныне хранятся в Санкт-Петербурге. Экспонаты из отдела народов России попали туда только в 1940-х годах, а до этого они находились в “Этнопарке” (так называлась бывшая “Мамонова дача” на Воробьевых горах). После ликвидации “Этнопарка” особняк был передан Институту химической физики, ныне носящему имя его основателя академика Н.Н. Семенова. Долгоруковская коллекция и драгоценности из отдела древностей поступили в Гохран и в Музейный фонд. В Музей фарфора было передано несметное количество коллекционных изделий в 69 ящиках и 21 металлическая витрина. Часть фарфора была сдана в музейный фонд — 24 наименования, в том числе изделия из мейсенского фарфора.


По материалам:
http://goo.gl/3Krd0Q
http://goo.gl/Hpm3a8




Tags: пушкинская пора
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments