fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote in pushkinskij_dom,
fluffyduck2
fluffyduck2
pushkinskij_dom

Categories:

Никита Владимирович Фаворский (1915-1941гг).

Оригинал взят у 64b в Никита Владимирович Фаворский (1915-1941гг).

Разворот к повести Пушкина "Капитанская дочка"








Иллюстрация к сказкам Бориса Шергина


Николай Силинов и Никита Фаворский, иллюстрация к книге "Архитектура Загорского кремля"

FavorskiyСын В.А. Фаворского. "Родители мои — художники", — писал он о себе. Но не только родители. В нем соединились две ветви большой художественной культуры: со стороны отца — Шервуды, со стороны матери — Дервизы. Он был правнуком архитектора Шервуда, внуком художника Дервиза, внучатым племянником скульптора Шервуда и художника Серова. Напомним, что рисовала и мать Никиты (Мария Владимировна, урожденная Дервиз), и бабушка (Ольга Владимировна, урожденная Шервуд). От отца, Владимира Андреевича Фаворского, он унаследовал огромный талант и художественное мастерство. Двенадцатилетний мальчик в автобиографии, написанной по школьному заданию, рассказал: "Я с детства любил рисовать. Обычно я выпрашивал у бабушки лист бумаги, садился за бабушкин круглый стол, который очень интересно вертелся, вроде тех стульев, на которые садятся, когда играют на рояле, и начинал, очень крепко нажимая на карандаш, рисовать так, что и на бабушкином столе выдавливалось асе, что я рисовал. Рисовал я больше всего войну, а если и рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат".

Активно проявлять себя как иллюстратор Н.Фаворский стал с самых первых встреч с книгой. В семейном архиве Фаворских сохранились иллюстрации четырехлетнего Никиты к "Сказке о царе Салтане" Пушкина, сказке "О Козе-Дерезе"; есть иллюстрации восьмилетнего мальчика к рассказам собственного сочинения и иллюстрации к 103 псалму Давида ("О сотворении мира"). Все они выполнены простым карандашом и акварелью. Позднее, лет в тринадцать, увлекшись скульптурой, он вырезал из дерева сложную пространственную композицию на сюжет басни Демьяна Бедного. Его книжные опыты первой половины и середины 1930-х годов (форзац к "Илиаде", ксилография, 1933; иллюстрации к "Разгрому" Фадеева, ксилография, 1934; "Колобку", цветная линогравюра, 1934; "Слову о полку Игореве", карандаш, 1937) сознательностью постановки вполне определенных художественных проблем предваряют работы последних лет жизни.

Ксилографии Н.Фаворского соединяют в себе два качества, развившиеся в его творчестве как бы порознь: чувство дерева как материала, ощущение его пластической массы, что пришло от работы в деревянной скульптуре, и интерес к динамичности композиции, сказавшийся уже в самых ранних его детских рисунках. Проведя детство в Загорске (Сергиев Посад), Никита имел возможность наблюдать работу потомственных загорских резчиков по дереву и многому учился у них. Его первые детские скульптуры — а в дальнейшем опыт пространственного мышления в материале много значил для творчества ксилографа, — резанные, по народной традиции, "в горбыле", отличаются большой пластичностью и монументальностью.

В 1934 году Никита Фаворский впервые показал свои работы на выставке молодых художников. К концу 1930-х годов сделал заметные успехи в рисунке, гравюре, в монументальной живописи, книжной графике.

По состоянию здоровья он был освобожден от воинской повинности, но ушел добровольцем в ополчение в самые тяжелые для Москвы, для его Родины дни лета 1941 года. Пропал без вести.

По описанию его близких и друзей, нельзя было представить другой, более штатской, чем Никита, фигуры. Медлительный, добрый, склонный к самоанализу человек. А между тем образ его вырастает до образа русского богатыря, сильного, великодушного. Жизнь и творчество реализовались в нем целостно и органично.

Tags: "Капитанская дочка", иллюстрации, повести
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments