fluffyduck2 (fluffyduck2) wrote in pushkinskij_dom,
fluffyduck2
fluffyduck2
pushkinskij_dom

Categories:

Автопортреты Пушкина. Часть 1.

Уже первый биограф Пушкина, П. В. Анненков, отметил, что рисунки поэта — это как бы «разговор с самим собой», своеобразный рисованный дневник, что чаще всего Пушкин рисует «головы и лица», т. е. портреты; П. В. Анненковым же предложены и первые определения некоторых из этих рисунков-портретов. Есть среди них и автопортреты или автошаржи. Их около 90. Атрибуция заимствована из полного каталога Р.Г.Жуйковой. Для каждого изображения дан адрес оригинала в "Пушкинском Доме" (Институте русской литературы Российской Академии наук, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4) - №№ единицы хранения, листа и негатива.

Внимание!!! Дорогие друзья. Помогите, пожалуйста, заполнить поля с надписью "нет изображения" - найти в интернете или отсканировать недостающие рисунки.

01 1 Автопортрет в форме лицеиста.
Справа от изображения и в обратном направлении к нему
помета: «Je suis».
На отдельном листе. ПД, № 1714, л. 1. Нег. № 9003.
Без даты. Предполагаемая датировка — 1816—1820 гг.
2 Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный.
На отдельном листе. ПД, № 794, л. 1. Нег. № 9302.
Без даты. Предполагаемые датировки: 1817—1818 гг.
(Т. Г. Цявловская),
1820 г. (А. М. Эфрос), начало 1820-х гг. (Л. Б. Модзалевский),
1823 г. (Б. В. Томашевский).
iii-1-2s 3 Автопортрет в виде юноши в композиции «Поцелуй»
(с античного оригинала).
Помета под рисунком: «le baiser», сбоку: «1818 15 Dec.».
На листе без текста. ПД, № 829, л. 46. Нег. № 89.
4 Автопортрет.
На листе рукописи поэмы «Кавказский пленник», на полях
у строк:
«Но русский жизни молодой
Давно утратил сладострастье
».
Это время сочинения поэм "Кавказский пленник",
"Бахчисарайский фонтан" и "Цыганы",
которые литературоведы называют "байроническими".
В самом деле, герои этих произведений напоминают
(прежде всего своим ранним разочарованием
в прелестях жизни) героев некоторых поэм Байрона —
особенно Чайльд-Гарольда, которого Байрон создавал
как раз в том возрасте, в каком Пушкин сочинял
перечисленные поэмы
ПД, № 46, л. 6. Нег. № 145.
1821 г.
5 Автопортрет, погрудный, 3/4 влево;в позе, напоминающей
портрет Пушкина работы Е. Гейтмана, 1822г.
В рукописи поэмы «Кавказский пленник»,
на листе с портретами Раевских.
Редкий у Пушкина пример автопортрета в 3/4.
Поза "опершись на руку щекой" напоминает о Байроне.
ПД, № 46, л. 15. Нег. № 163.
1821 г.


normal_13 6 Автопортрет: линия профиля большего масштаба, чем
на других рисунках; зачеркнут. На том же листе, что № 5.
ПД, № 46, л. 15. Нег. № 163.
1821 г.
7 Автопортрет рядом с портретом М.Ф. Орлова и с некоторым
сходством с ним. На обороте листа с записью турецких слов,
среди других рисунков. Турки были объектом насмешек с
Екатерининской эпохи вплоть до конца Николаевской
(Николая I),потому что систематически воевалис русскими
и систематически терпели поражение — причем насмешек
не только в России но и по всей Европе: достаточно
вспомнить "Турецкий марш" Моцарта.
ПД, № 698, л. 1 об. Нег. № 2962.
1821 г.
tur 8 Автопортрет с длинными кудрями; шаржированный.
На том же листе, что № 7,
в обратном направлении к другим рисункам.
ПД, № 698, л. 1 об. Нег. № 2962.
1821 г.
9 Автопортрет в облике женщины.
Существуют две точки зрения на этот рисунок:  как на
1) карикатуру - смесь профилей Крупенской и Пушкина и
2) портрет Крупенской.
Первое более вероятно, т.к. рисунок размещен среди других,
имеющих явно карикатурный характер
На том же листе, что № 7, 8. ПД, № 698, л. 1 об. Нег. № 2962.
1921 г.
Нет изображения.
:(
10 Автопортрет со спрямленной линией лба и носа,
с некоторым сходством с К. Зандом.
В черновике стихотворения «Кинжал»,
у верхнего края листа, среди других рисунков.
ПД, № 830, л. 64. Нег. № 285.
1822 г., 22 июня.
Нет изображения.
:(
11 Автопортрет: линия профиля.
На том же листе, что № 10, под датой.
ПД, № 830, л. 64. Нег. № 285.
1822 г., 22 июня.
Нет изображения.
:(
12 Автопортрет с выпуклым глазом; не закончен;
зачеркнут штрихами. Рядом с портретом А. М. Худобашева
и с некоторым сходством с ним.
На том же листе, что № 10, 11.
ПД, № 830, л. 64. Нег. № 285.
1822 г., 22 июня.
Нет изображения.
:(
13 Автопортрет: линия профиля с огрубленными чертами;
не закончен.
На том же листе, что № 10—12, у нижнего края листа.
ПД, № 830, л. 64. Нег. № 285.
1822 г., 22 июня.
Нет изображения.
:(
14 Автопортрет в кавказской шапке.
На листе с пометой Опеки и двумя мужскими портретами.
ПД, № 830, л. 65 об. Нег. № 288.
1822 г., сентябрь.
Нет изображения.
:(
15 Автопортрет шаржированный; смазан.
На листе с черновиком стихотворения
«Вдали тех пропастей глубоких»
(«В Геене праздник...»); среди «бесовских» рисунков.
ПД, № 831, л. 50. Нег. № 392.
1821 г., август—сентябрь.
Нет изображения.
:(
16 Автопортрет: линия профиля.
На листе с «Планом статьи о французской словесности»;
среди других рисунков.
ПД, № 286, л. 1 об. Нег. № 849.
1822 (?) г.
Нет изображения.
:(
17 Автопортрет: линия носа и подбородка.
На остатке вырванного из тетради листа, среди других рисунков;
между листами со стихотворениями 1822 г. —
«Гроб юноши» и «Песнь о вещем Олеге».
ПД, № 832, л. 3е. Нег. № 445.
Нет изображения.
:(
18 Автопортрет со смазанным глазом,
с некоторым сходством с В. К. Кюхельбекером; не закончен.
На остатке вырванного из тетради листа;
между листами с черновиками поэмы «Бахчисарайский фонтан».
ПД, № 832, л. 21а об. Нег. № 494.
1822 г.
19 Автопортрет, зачеркнутый по линии профиля волнистой линией.
В черновиках поэмы «Бахчисарайский фонтан».
ПД, № 832, л. 23. Нег. № 497.
1822 г.
20 Автопортрет со светлыми волосами; зачеркнут по линии профиля
волнистой линией. В черновиках романа «Евгений Онегин»,
гл. 1, строфы IX—XIII; среди других рисунков.
ПД, № 834, л. 8. Нег. № 709.
1823 г., июнь.
21 Автопортрет в образе молодого щеголя.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 1, строфы XIV—XVI
("Меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым");
внизу, под текстом; среди других рисунков.
ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712.
1823 г., май—октябрь.
Нет изображения.
:(
22 Автопортрет: зачеркнутая линия профиля и бакенбард.
На том же листе и рядом с № 21.
ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712.
1823 г., май—октябрь.
23 Автопортрет в образе обрюзгшего старика.
На том же листе, что № 21, 22,
у правого края листа, вниз линией профиля.
ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712.
1823 г., май—октябрь.
Нет изображения.
:(
24 Автопортрет шаржированный, стилизующий сходство
с М.С. Воронцовым. На том же листе, что № 21—23,
в левой нижней половине; полузакрыт портретом неизвестного.
ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712.
1823 г., май—октябрь.
25 Автопортрет с черными волосами, в черном фуляре.
В черновиках романа «Евгений Онегин»,
гл. 1, строфы XLIV—XLV.
ПД, № 834, л. 17 об. Нег. № 728.
1823 г., октябрь.
26 Автопортрет в образе изможденного старика.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы IXа—IXб;
среди других рисунков.
ПД, № 834, л. 26 об. Нег. № 746.
1823 г., октябрь—ноябрь.

raevsk
27 Автопортрет в образе Поэта (юноша с длинными кудрями).
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы XI—XII;
здесь же портреты М. Н. Раевской и А. Ризнич.

Мария Николаевна Раевская-Волконская (1805-1863) -
по мнению многих авторитетов, обладательница ножек, воспетых
в 1 главе "Онегина" (в частности, в строфе 1, XXXIV). Мария была
объектом очень глубокого чувства великого поэта и предметом
многих его восторженных стихотворений. М.Н.Раевская провела
30 лет в Сибири (1826-56), добровольно отправившись туда
за своим мужем, декабристом, приговоренным к каторжным работам.

Амалия Ризнич (1803-1825) - жена одесского купца Ивана Ризнича,
дочь венского банкира Риппа, прототип "негоциантки молодой"
из 8-й главы "Евгения Онегина" ("Странствие", Путешествие Онегина).

Так как исследователи склоняются к тому чтобы считать
Марию Раевскую и Амалию Ризнич соответственно воплощениями
небесной и земной любви Пушкина, вполне возможно и объяснимо
появление этих изображений там, где говорится с одной стороны
о платонических любовных грёзах Ленского (2, XVI и им подобные)
и с другой - о приземлённости поэтов "слепого наслаждения"
(2, конец XII - XIII).

ПД, № 834, л. 27 об. Нег. № 748.
1823 г., конец октября.
28 Автопортрет в рост, в образе дворцового скорохода.
В черновиках романа «Евгений Онегин»,
гл. 2, строфа XXIIа.
ПД, № 834, л. 34 об. Нег. № 762.
1823 г., конец октября—декабрь.
29 Автопортрет: незаконченная линия профиля (лоб и нос).
На том же листе и рядом с № 28 (левее).
ПД, № 834, л 34 об. Нег. № 762.
1823 г., конец октября—декабрь.
30 Автопортрет со стрижкой, приоткрывающей уши,
в черном фуляре.В черновиках романа «Евгений Онегин»,
гл. 2, строфа XXVII; в верхней половине листа, у правого края.
ПД, № 834, л. 36. Нег. № 765.
1823 г., ноябрь—декабрь.
31 Автопортрет в виде мальчика; не закончен, зачеркнут штрихами.
На том же листе, что № 30 (у правого края листа,
рядом — женские ножки); среди других рисунков.
ПД, № 834, л. 36. Нег. № 765.
1823 г., ноябрь—декабрь.
32 Автопортрет в виде юноши, с выпуклым лбом; зачеркнут
волнистой линией. На том же листе, что № 31 и 32,
в левом нижнем углу листа.
ПД, № 834, л. 36. Нег. № 765.
1823 г., ноябрь—декабрь.
zzz 33 Автопортрет в образе денди, с короткими пышными волосами;
прочерчен линиями плеча неизвестной, портрет которой
нарисован рядом.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы XXIX—XXX;
среди женских портретов.
ПД, № 834, л. 36 об. Нег. № 766.
1823 г., ноябрь—декабрь.
Нет изображения.
:(
34 Автопортрет в виде лицеиста. В черновиках романа
«Евгений Онегин»,
гл. 2, строфы XXX—XXXI; среди других рисунков.
ПД, № 834, л. 37. Нег. № 767.
1823 г., ноябрь—декабрь.
Нет изображения.
:(
35 Автопортрет, стилизующий сходство с Вольтером.
В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 3, строфы I—II;
в верхнем правом углу листа, под портретом Вольтера.
ПД, № 834, л. 48 об. Нег. № 790.
1824 г., 8 февраля, «ночь».
36 Автопортрет с Онегиным на набережной Невы.
Набросок в письме к брату,Л. С. Пушкину, для иллюстрации
к стихам 1, XLVI, 1-4 первой главы
«Евгения Онегина»:
С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,

Как описал себя пиит.
Под "пиитом" имеется в виду М.Н. Муравьёв:
Въявь богиню благосклонну
Зрит восторженный пиит,
Что проводит ночь бессонну,
Опершися на гранит.

1794
Надписи на рисунке:
«1 хорош. 2 должен быть опершися на гранит. 3. лодка,
4. Крепость Петропавловская
»
.
ПД, № 1261, л. 34. Нег. № 7612. 1824 г., начало ноября.
37 Автопортрет в виде молодого человека, с длинными кудрями;
подчеркнуто сходство с отцом, портрет которого нарисован рядом.
В черновиках поэмы «Цыганы» и романа «Евгений Онегин»,
гл. 3, строфа XXX.
ПД, № 835, л. 3 об. Нег. № 803.
1824 г.
38
     39
     40
Три автопортрета: нарисованные рядом три линии профиля.
В черновике романа «Евгений Онегин», гл. 3, Письмо Татьяны;
на этом же листе портрет П. А. Осиповой и другие рисунки.
ПД, № 835, л. 5 об. Нег. № 807.
1824 г.
41
     42
     43
Три автопортрета рядом, в прическах и костюмах эпохи
Великой Французской революции:
1780-х гг. (слева) и 1790-х гг. (в середине и справа).
В черновиках стихотворения «Зачем ты послан был...»;
среди других рисунков.
ПД, № 835, л. 6 об. Нег. № 809.
1824 г.
Нет изображения.
:(
44
     45
Два автопортрета в женском облике, рядом.
В черновиках стихотворения «Клеопатра»;
среди женских портретов.
ПД, № 835, л. 23 об. Нег. № 843.
1824 г., октябрь.


Часть 2 >>>

Источники:
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v85/v85-086-.htm
http://shmurnoff-v.narod.ru/index/0-117


Tags: портреты, рисунки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments