Внимание!!! Дорогие друзья. Помогите, пожалуйста, заполнить поля с надписью "нет изображения" - найти в интернете или отсканировать недостающие рисунки.
![]() |
№ 1 | Автопортрет в форме лицеиста. Справа от изображения и в обратном направлении к нему помета: «Je suis». На отдельном листе. ПД, № 1714, л. 1. Нег. № 9003. Без даты. Предполагаемая датировка — 1816—1820 гг. |
![]() |
№ 2 | Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный. На отдельном листе. ПД, № 794, л. 1. Нег. № 9302. Без даты. Предполагаемые датировки: 1817—1818 гг. (Т. Г. Цявловская), 1820 г. (А. М. Эфрос), начало 1820-х гг. (Л. Б. Модзалевский), 1823 г. (Б. В. Томашевский). |
![]() |
№ 3 | Автопортрет в виде юноши в композиции «Поцелуй» (с античного оригинала). Помета под рисунком: «le baiser», сбоку: «1818 15 Dec.». На листе без текста. ПД, № 829, л. 46. Нег. № 89. |
![]() |
№ 4 | Автопортрет. На листе рукописи поэмы «Кавказский пленник», на полях у строк: «Но русский жизни молодой Давно утратил сладострастье». Это время сочинения поэм "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан" и "Цыганы", которые литературоведы называют "байроническими". В самом деле, герои этих произведений напоминают (прежде всего своим ранним разочарованием в прелестях жизни) героев некоторых поэм Байрона — особенно Чайльд-Гарольда, которого Байрон создавал как раз в том возрасте, в каком Пушкин сочинял перечисленные поэмы ПД, № 46, л. 6. Нег. № 145. 1821 г. |
![]() |
№ 5 | Автопортрет, погрудный, 3/4 влево;в позе, напоминающей портрет Пушкина работы Е. Гейтмана, 1822г. В рукописи поэмы «Кавказский пленник», на листе с портретами Раевских. Редкий у Пушкина пример автопортрета в 3/4. Поза "опершись на руку щекой" напоминает о Байроне. ПД, № 46, л. 15. Нег. № 163. 1821 г. |
![]() |
№ 6 | Автопортрет: линия профиля большего масштаба, чем на других рисунках; зачеркнут. На том же листе, что № 5. ПД, № 46, л. 15. Нег. № 163. 1821 г. |
![]() |
№ 7 | Автопортрет рядом с портретом М.Ф. Орлова и с некоторым сходством с ним. На обороте листа с записью турецких слов, среди других рисунков. Турки были объектом насмешек с Екатерининской эпохи вплоть до конца Николаевской (Николая I),потому что систематически воевалис русскими и систематически терпели поражение — причем насмешек не только в России но и по всей Европе: достаточно вспомнить "Турецкий марш" Моцарта. ПД, № 698, л. 1 об. Нег. № 2962. 1821 г. |
![]() |
№ 8 | Автопортрет с длинными кудрями; шаржированный. На том же листе, что № 7, в обратном направлении к другим рисункам. ПД, № 698, л. 1 об. Нег. № 2962. 1821 г. |
![]() |
№ 9 | Автопортрет в облике женщины. Существуют две точки зрения на этот рисунок: как на 1) карикатуру - смесь профилей Крупенской и Пушкина и 2) портрет Крупенской. Первое более вероятно, т.к. рисунок размещен среди других, имеющих явно карикатурный характер На том же листе, что № 7, 8. ПД, № 698, л. 1 об. Нег. № 2962. 1921 г. |
Нет изображения. :( |
№ 10 | Автопортрет со спрямленной линией лба и носа, с некоторым сходством с К. Зандом. В черновике стихотворения «Кинжал», у верхнего края листа, среди других рисунков. ПД, № 830, л. 64. Нег. № 285. 1822 г., 22 июня. |
Нет изображения. :( |
№ 11 | Автопортрет: линия профиля. На том же листе, что № 10, под датой. ПД, № 830, л. 64. Нег. № 285. 1822 г., 22 июня. |
Нет изображения. :( |
№ 12 | Автопортрет с выпуклым глазом; не закончен; зачеркнут штрихами. Рядом с портретом А. М. Худобашева и с некоторым сходством с ним. На том же листе, что № 10, 11. ПД, № 830, л. 64. Нег. № 285. 1822 г., 22 июня. |
Нет изображения. :( |
№ 13 | Автопортрет: линия профиля с огрубленными чертами; не закончен. На том же листе, что № 10—12, у нижнего края листа. ПД, № 830, л. 64. Нег. № 285. 1822 г., 22 июня. |
Нет изображения. :( |
№ 14 | Автопортрет в кавказской шапке. На листе с пометой Опеки и двумя мужскими портретами. ПД, № 830, л. 65 об. Нег. № 288. 1822 г., сентябрь. |
Нет изображения. :( |
№ 15 | Автопортрет шаржированный; смазан. На листе с черновиком стихотворения «Вдали тех пропастей глубоких» («В Геене праздник...»); среди «бесовских» рисунков. ПД, № 831, л. 50. Нег. № 392. 1821 г., август—сентябрь. |
Нет изображения. :( |
№ 16 | Автопортрет: линия профиля. На листе с «Планом статьи о французской словесности»; среди других рисунков. ПД, № 286, л. 1 об. Нег. № 849. 1822 (?) г. |
Нет изображения. :( |
№ 17 | Автопортрет: линия носа и подбородка. На остатке вырванного из тетради листа, среди других рисунков; между листами со стихотворениями 1822 г. — «Гроб юноши» и «Песнь о вещем Олеге». ПД, № 832, л. 3е. Нег. № 445. |
Нет изображения. :( |
№ 18 | Автопортрет со смазанным глазом, с некоторым сходством с В. К. Кюхельбекером; не закончен. На остатке вырванного из тетради листа; между листами с черновиками поэмы «Бахчисарайский фонтан». ПД, № 832, л. 21а об. Нег. № 494. 1822 г. |
![]() |
№ 19 | Автопортрет, зачеркнутый по линии профиля волнистой линией. В черновиках поэмы «Бахчисарайский фонтан». ПД, № 832, л. 23. Нег. № 497. 1822 г. |
![]() |
№ 20 | Автопортрет со светлыми волосами; зачеркнут по линии профиля волнистой линией. В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 1, строфы IX—XIII; среди других рисунков. ПД, № 834, л. 8. Нег. № 709. 1823 г., июнь. |
![]() |
№ 21 | Автопортрет в образе молодого щеголя. В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 1, строфы XIV—XVI ("Меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым"); внизу, под текстом; среди других рисунков. ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712. 1823 г., май—октябрь. |
Нет изображения. :( |
№ 22 | Автопортрет: зачеркнутая линия профиля и бакенбард. На том же листе и рядом с № 21. ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712. 1823 г., май—октябрь. |
![]() |
№ 23 | Автопортрет в образе обрюзгшего старика. На том же листе, что № 21, 22, у правого края листа, вниз линией профиля. ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712. 1823 г., май—октябрь. |
Нет изображения. :( |
№ 24 | Автопортрет шаржированный, стилизующий сходство с М.С. Воронцовым. На том же листе, что № 21—23, в левой нижней половине; полузакрыт портретом неизвестного. ПД, № 834, л. 9 об. Нег. № 712. 1823 г., май—октябрь. |
![]() |
№ 25 | Автопортрет с черными волосами, в черном фуляре. В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 1, строфы XLIV—XLV. ПД, № 834, л. 17 об. Нег. № 728. 1823 г., октябрь. |
![]() |
№ 26 | Автопортрет в образе изможденного старика. В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы IXа—IXб; среди других рисунков. ПД, № 834, л. 26 об. Нег. № 746. 1823 г., октябрь—ноябрь. |
![]() ![]() |
№ 27 | Автопортрет в образе Поэта (юноша с длинными кудрями). В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы XI—XII; здесь же портреты М. Н. Раевской и А. Ризнич. Мария Николаевна Раевская-Волконская (1805-1863) - по мнению многих авторитетов, обладательница ножек, воспетых в 1 главе "Онегина" (в частности, в строфе 1, XXXIV). Мария была объектом очень глубокого чувства великого поэта и предметом многих его восторженных стихотворений. М.Н.Раевская провела 30 лет в Сибири (1826-56), добровольно отправившись туда за своим мужем, декабристом, приговоренным к каторжным работам. Амалия Ризнич (1803-1825) - жена одесского купца Ивана Ризнича, дочь венского банкира Риппа, прототип "негоциантки молодой" из 8-й главы "Евгения Онегина" ("Странствие", Путешествие Онегина). Так как исследователи склоняются к тому чтобы считать Марию Раевскую и Амалию Ризнич соответственно воплощениями небесной и земной любви Пушкина, вполне возможно и объяснимо появление этих изображений там, где говорится с одной стороны о платонических любовных грёзах Ленского (2, XVI и им подобные) и с другой - о приземлённости поэтов "слепого наслаждения" (2, конец XII - XIII). ПД, № 834, л. 27 об. Нег. № 748. 1823 г., конец октября. |
![]() |
№ 28 | Автопортрет в рост, в образе дворцового скорохода. В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфа XXIIа. ПД, № 834, л. 34 об. Нег. № 762. 1823 г., конец октября—декабрь. |
№ 29 | Автопортрет: незаконченная линия профиля (лоб и нос). На том же листе и рядом с № 28 (левее). ПД, № 834, л 34 об. Нег. № 762. 1823 г., конец октября—декабрь. |
|
![]() |
№ 30 | Автопортрет со стрижкой, приоткрывающей уши, в черном фуляре.В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфа XXVII; в верхней половине листа, у правого края. ПД, № 834, л. 36. Нег. № 765. 1823 г., ноябрь—декабрь. |
![]() |
№ 31 | Автопортрет в виде мальчика; не закончен, зачеркнут штрихами. На том же листе, что № 30 (у правого края листа, рядом — женские ножки); среди других рисунков. ПД, № 834, л. 36. Нег. № 765. 1823 г., ноябрь—декабрь. |
![]() |
№ 32 | Автопортрет в виде юноши, с выпуклым лбом; зачеркнут волнистой линией. На том же листе, что № 31 и 32, в левом нижнем углу листа. ПД, № 834, л. 36. Нег. № 765. 1823 г., ноябрь—декабрь. |
![]() |
№ 33 | Автопортрет в образе денди, с короткими пышными волосами; прочерчен линиями плеча неизвестной, портрет которой нарисован рядом. В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы XXIX—XXX; среди женских портретов. ПД, № 834, л. 36 об. Нег. № 766. 1823 г., ноябрь—декабрь. |
Нет изображения. :( |
№ 34 | Автопортрет в виде лицеиста. В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы XXX—XXXI; среди других рисунков. ПД, № 834, л. 37. Нег. № 767. 1823 г., ноябрь—декабрь. |
Нет изображения. :( |
№ 35 | Автопортрет, стилизующий сходство с Вольтером. В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 3, строфы I—II; в верхнем правом углу листа, под портретом Вольтера. ПД, № 834, л. 48 об. Нег. № 790. 1824 г., 8 февраля, «ночь». |
![]() |
№ 36 | Автопортрет с Онегиным на набережной Невы. Набросок в письме к брату,Л. С. Пушкину, для иллюстрации к стихам 1, XLVI, 1-4 первой главы «Евгения Онегина»: С душою, полной сожалений, И опершися на гранит, Стоял задумчиво Евгений, Как описал себя пиит. Под "пиитом" имеется в виду М.Н. Муравьёв: Въявь богиню благосклонну Зрит восторженный пиит, Что проводит ночь бессонну, Опершися на гранит. 1794 Надписи на рисунке: «1 хорош. 2 должен быть опершися на гранит. 3. лодка, 4. Крепость Петропавловская». ПД, № 1261, л. 34. Нег. № 7612. 1824 г., начало ноября. |
![]() |
№ 37 | Автопортрет в виде молодого человека, с длинными кудрями; подчеркнуто сходство с отцом, портрет которого нарисован рядом. В черновиках поэмы «Цыганы» и романа «Евгений Онегин», гл. 3, строфа XXX. ПД, № 835, л. 3 об. Нег. № 803. 1824 г. |
![]() |
№ 38 39 40 |
Три автопортрета: нарисованные рядом три линии профиля. В черновике романа «Евгений Онегин», гл. 3, Письмо Татьяны; на этом же листе портрет П. А. Осиповой и другие рисунки. ПД, № 835, л. 5 об. Нег. № 807. 1824 г. |
![]() |
№ 41 42 43 |
Три автопортрета рядом, в прическах и костюмах эпохи Великой Французской революции: 1780-х гг. (слева) и 1790-х гг. (в середине и справа). В черновиках стихотворения «Зачем ты послан был...»; среди других рисунков. ПД, № 835, л. 6 об. Нег. № 809. 1824 г. |
Нет изображения. :( |
№ 44 45 |
Два автопортрета в женском облике, рядом. В черновиках стихотворения «Клеопатра»; среди женских портретов. ПД, № 835, л. 23 об. Нег. № 843. 1824 г., октябрь. |
Часть 2 >>>
Источники:
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v85/v85-086-.htm
http://shmurnoff-v.narod.ru/index/0-117