Не знаю, как кажется вам, любезные читатели, а я люблю иллюстрации к этому произведению именно в исполнении Бенуа. Другие кажутся мне статичными, не достаточно экспрессивными. К тому же следует заметить, что работы эти преимущественно выполнены в сложнейшей технике офорта. Это добавляет им ценности.
"Медный всадник", так страстно изуродованный цензурой, является, безусловно, одним из сильнейших пушкинских произведений - в художественном отношении и в смысле психологической картины, создаваемой автором. Не даром Александра Бенуа вновь и вновь притягивала эта мистическая вещь. Он проиллюстрировал чуть ли не каждую строфу - а то и каждый стих поэмы.
"На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн."
"Из тьмы лесов, из топи блат..."
"...Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады..."
"Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель..."
"На звере мраморном верхом..."
"Над омраченным Петроградом
Дышал октябрь осенним хладом".
"Поутру над ее брегами
Теснился толпами народ..."
"И всплыл Петрополь, как Тритон,
По пояс в воду погружен".
"Осада! Приступ!"
"С Божией стихией
Царям не совладать..."
"Евгений смотрит: видит лодку;
Он к ней бежит, как на находку..."
"...Несчастный знакомой
Улицей бежит в места знакомые..."
"Где же дом?"
"Злые дети бросали камни вслед ему..."
"...Он очутился под столбами
Большого дома..."
"...И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне..."
"...Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось..."
"...И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье..."
"...К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал..."
"У порога
Нашли безумца моего..."