magdalena_kiew (magdalena_kiew) wrote in pushkinskij_dom,
magdalena_kiew
magdalena_kiew
pushkinskij_dom

Categories:

Андрей Глоба. "Пушкин". Радиоспектакль

Глоба да не тотЪ. И это правильно.
Автора знаем по переводу вот этой песни (кстати, исполнение здесь, которое я буду рекламировать паки и паки :))
Странно. Хотя в пьесе четко проводится популярная в советское время сомнительная версия "государственного заговора" против поэта, однако она звучит вполне современно и хорошо. Игра актеров прекрасна. Если отбросить некоторые нюансы (Николай І, наверное, все-таки, знал, как произносится слово "инцидент") - то вообще все прекрасно. Дело в том, что Глоба - отличный имитатор, человек, знавший время и главное знавший язык Пушкина. Иногда кажется даже, что эти стихи Пушкин ему подсказал.
В пьесе использованы документальные материалы, она вся пересыпана цитатами из писем, воспоминаний, бесед. Все это зарифмовано в вложено в пушкинский четырехстпный ямб, что создает иллюзию погружения в атмосферу эпохи.


Спектакль Московского театра имени Ермоловой.

Действующие лица и исполнители:

Пушкин - Всеволод Якут
Жуковский - Семен Гушанский
Вяземский - Н. Шишов
Брюллов - Александр Васильев
Наталия Николаевна Пушкина - Софья Павлова

Сёстры Натальи Николаевны:
Азинька (Александра Николаевна) - Электрина Корнеева
Коко (Екатерина Николаевна) - Вероника Полонская

Загряжская (тетка трех сестер) - Евдокия (Эдда) Урусова
Никита Козлов (камердинер Пушкина) - Серафим Зайцев
Николай I Федор - Николай Толкачев
Граф Бенкендорф - Ю. Левицкий
Барон Луи де Геккерн (нидерландский посланник) - Ю. Левицкий
Жорж Дантес де Геккерн - Павел Махотин
Булгарин - Борис Аврашов
Князь Долгоруков - Г. Лехциев
Князь Трубецкой - Павел Махотин
Виконт д`Аршиак - Владимир Бамдасов
Данзас - Константин Федотов
Графиня Нессельроде - Елена Ермакова
Молодой человек - Павел Шальнов
Адъютант графа Бенкендорфа - В. Балагуров
1-й сановник - Николай Толкачев
2-й сановник - Павел Шальнов
Старая графиня - Евдокия (Эдда) Урусова
1-я дама - Л. Маркелия
2-я дама - В. Левит
3-я дама - Зинаида Захарова
4-я дама - Прасковья Рыбникова
1-й кавалергард - В. Васильев
2-й кавалергард - Г. Лехциев
3-й кавалергард - И. Косухин
4-й кавалергард - Виктор Щеглов

Руководитель постановки Андрей Лобанов
Художник Михаил Курилко
Дирижер Я. Кирснер
Музыка В. Оранский
Помощник режиссера Н. Чернышов
Режиссер Виктор Комиссаржевский.

Премьера — 5 декабря 1949 г.

"Есть роли, которые проходят, не оставляя глубокого следа ни в сердце их создателя, ни в памяти зрителя. Есть роли, которые долго еще напоминают о себе в творчестве актера. А есть роли, к которым, кажется, мы готовимся всю жизнь, как к большому и очень личному событию, свершению. Такие актерские работы обычно называют этапными. Вероятно, так оно и есть. Такой этапной в моей творческой биографии стала работа над образом Пушкина. Мне кажется, что все роли, все спектакли, сыгранные мною ранее, были как бы подготовкой к этому образу, а вся моя последующая работа в течение многих лет находилась под мощным его влиянием. В работе над этим образом многое из того, что я знал, открылось мне заново.

…Работа над „Пушкиным“ продолжалась в течение целого года. Наконец наступил день премьеры. Я ужасно волновался, ничего не понимал, не чувствовал, кроме ужаса, все забыл. Собирал всю свою волю, чтобы освободиться от этого состояния, и не мог. Все с волнением ждали, когда я буду готов начать спектакль, а я цепенел от одной мысли, что надо выйти на сцену. И вдруг я ощутил какое-то странное в этой ситуации, абсолютное спокойствие, я подумал: „А чего я, собственно говоря, боюсь? Ведь я же Пушкин! Нет, я не должен прятаться, таиться?“ — Давайте занавес! — сказал я. Занавес дали, и я вышел на сцену?"

Вс. Якут "Мой мир — театр"

"Однажды с классом мы пошли на спектакль с коротким названием „Пушкин“. Конечно, уже искушенные театром, мы прекрасно знали, что артист на сцене играет ту или иную роль… Но впечатления того вечера на всю жизнь отозвались как встреча с самим Пушкиным. С первой секунды, с первой сцены захватила трагедия, очевидцами которой мы стали. Как и все настоящие трагедии, она заключалась не в самом выстреле, не в смерти, что, собственно, уже развязка, а проявлялась в напряженном тайном смысле каждого мгновения. В начале спектакля на балу, которому было отдано все пространство сцены, где кружили в вальсе, проплывали в менуэте, как шампанское в бокале, искрились в мазурке дамы и кавалеры, почти у края сцены, почти под парадной лестницей, Пушкин неуютно ел мороженое из вазочки и бросал отрывистые фразы. Высший свет шокирован его колкостями, но, Боже, как хочется защитить Поэта — сколько затравленности в его умных едких замечаниях! Другая сцена — Пушкин обменивается репликами с красавицей женой, пробивается к ней через ее вальяжное спокойствие и полный неги взгляд — сколько здесь трагического недопонимания! Пушкин веселится с друзьями в доме Нащокина, но почему такая тоска ложится на душу?.. Почему охватывает чувство неотпускающей боли, почему ночью, после спектакля, просыпаешься в слезах?.. Почему чуть надтреснутый голос артиста режет не слух, а пронзает сердце? Это была другая мера искусства, ранее неведомая. Сегодня не возьмусь определить одним словом, что свершалось в этом спектакле Московского театра имени Марии Николаевны Ермоловой. Но там было и мастерство Всеволода Якута, и его актерское прозрение образа Пушкина.

В спектакле словно разыгрывалась вечная мистерия судьбы Таланта в России. Когда Якут сыграл своего Пушкина к 150-летию юбилея Поэта, артисту было 37 лет — столько же, сколько и его герою. Он был признанный артист, обласканный государственными наградами и званиями. Прошел год со дня премьеры, не успел завершиться другой, как на голову артиста обрушился ряд уничтожающих статей в центральной печати. Если какие-то запоздалые рецензенты пытались назвать белое черным и наоборот, то есть доказать бездарность Всеволода Якута, то тогдашняя „Комсомольская правда“ в 1951 году в статье „Искаженный образ“ впрямую взывала: запретить евреям играть наших русских поэтов! Послевоенный террор против интеллигенции, начавшийся с травли Ахматовой и Зощенко, перешедший в разоблачение космополитов, затем — в жесткую антисемитскую волну, чуть позднее — в дело врачей-вредителей, был прекращен лишь после смерти Сталина. Все эти годы спектакль „Пушкин“ в театре не шел. Основная тема спектакля — травля поэта — вошла в жизнь самого артиста и стала частью его судьбы. Мы, школьники хрущевской оттепели, конечно же, еще не знавшие всего этого, стали свидетелями возрождения спектакля на сцене Ермоловского театра. В репертуаре Ермоловского театра спектакль „Пушкин“ трепетно сохранялся не одно десятилетие и с годами становился все интереснее. Однажды, на рубеже шестидесятых — семидесятых годов, я оказалась в командировке в городе Саратове. В июне там целый месяц с аншлагами проходили гастроли Московского театра имени Ермоловой. Спектакль, на который стремились попасть все без исключения саратовские театралы, — „Пушкин“ с Всеволодом Якутом в главной роли. К тому времени это был уже легендарный спектакль. С опасением угасить в душе образ спектакля, пережитый более пятнадцати лет назад, я все же переступила порог театра. И снова это было Чудо. И снова сквозь сон и рыданья пережила видение смерти Пушкина, где Пушкин был собой и был в то же время в облике Якута… Тогда пришло осознание, что артист на сцене уже не играет Поэта, а живет им. Это было то же светлое волшебство театра, которым владела великая русская трагическая актриса Мария Николаевна Ермолова?"

Юлия Большакова "Образы нашей юности"

КАЧАЕМ РАЗ
КАЧАЕМ ДВА
КАЧАЕМ ТРИ
КАЧАЕМ ЧЕТЫРЕ

Tags: аудиокниги, театр
Subscribe

  • «Желание славы»

    В.М. Звонцов. А.С. Пушкин. 1960. Из фондов Пушкинского Заповедника В этот день 195 лет назад, 13 августа 1825 года, в Петербурге, в альманахе…

  • "Хоть малиной не корми, да в Малинники возьми!"

    Этот пушкинский рефрен вспоминала в 1847 году в одном из своих писем Анна Николаена Вульф, всю жизнь влюбленная в поэта... Деревня Малинники…

  • ЧТО ЗНАЧИТ «ДЯДЯ САМЫХ ЧЕСТНЫХ ПРАВИЛ»?

    Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил, И лучше выдумать не мог. Александр Пушкин. «Евгений…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment