"Дело о кончине графини Анны Федотовны ***"
«Алкивиад новейших Афин»
А кто таков сей Ришельё, упоминаемый в рассказе Томского?
О-о-о!... Это персона презанимательнейшая, в своем роде совершенно изумительная.
Ришелье, Луи Франсуа Арман дю Плесси, герцог де Ришелье (1696-1788) - маршал Франции был двоюродный внук кардинала Ришелье и, как говоривали в недавнюю старину, «типичный представитель» - в данном случае французской знати Осьмнадцатого века.
Славен сей дюк был не только как ревностный слуга бога войны Марса, но и не менее, - а то и более! – верный солдат богини любви Венеры. На этом фронте он воевал с младых ногтей да так, что из-за его амурных баталий отец подрастающего дон Гуана выхлопотал приказ о заключении (в пропедевтических целях) своего шестнадцатилетнего сынка в Бастилию, где тот провел год и два месяца (1711).
Кажется, это был единственный известный истории случай, когда родной папаша-элитарий пытался исправить огрехи в воспитании сынули-можора с помощью пенитенциарной системы.
Через пять лет - в 1716 году - пылкий герцог снова загремел и в тот же самый мрачный каземат (на сей раз уже без чьей-либо протекции), убив на дуэли графа де Гасе. А еще через три года – в 1719 году – молодой герцог вновь усаживается на нары ставшей ему родным домом Бастилии – теперь уже за участие в заговоре против регента, т.е. за тяжкое государственное преступление.
Однако кривая вывезла возлюбленное чадо Венеры, и вот он уже цепко держит за хвост фортуну на полях Марса, получая в 1748г. жезл маршала!
То был маршал Франции, не знавший поражений.
Полководцев, не проигравших ни единого сражения, можно пересчитать в истории по пальцам. И в число их входят великий, если не величайший маршал Вобан – ученый и полководец - и наш легендарный Александр Васильевич Суворов, высоко, кстати, воинское искусство Ришельё чтивший. Впрочем, тут следовало бы учесть и количество данных сими полководцами сражений, но не будем отклоняться от темы.
Отличившись в войне за австрийское наследство, маршал достойно проявил себя в Семилетней войне. Как бы там ни было, но биться с Ришельё остерегся сам «Великий Фриц» - Прусский король Фридрих Второй Великий.
В 1756 году Ришельё отбивает у англичан остров Минорку, захватив неприступный форт Сан-Фелипе. Изгнав англичан с острова, он принуждает заключить конвенцию о капитуляции ганноверской армии, после чего отдает славный городок Ганновер на поток и разграбление, приведя его в состояние, описываемой формулой «хоть покати шаром». Слава его росла, а вместе со славою недоброжелательство завистников. И уже в следующем 1757 году герцог отзывается в Париж. Официальным основанием тому явились массовые грабежи и мародерства его войска. Ах, эта «война в кружевах!» Поговаривали, правда, что подлинной причиной удаления победоносного маршала из армии стали придворные интриги, в частности, зависть коллег и самого Людовика XV к военным успехам Ришельё. Да кто теперь это разберет?
Распрощавшись с Марсом, герцог посвятил всего себя без остатка служению Венере. Пушкин в своем незаконченном романе «Арап Петра Великого» назвал Ришельё Алкивиадом новейших Афин (разумея под ними Париж), сопроводив упоминание о герцоге начальными строками 13-й песни «Орлеанской девственницы» Вольтера:
laquo;Temps fortuné, marqué par la licence,
Où la folie, agitant son grelot,
D'un pied léger parcourt toute la France,
Où nul mortel ne daigne être dévot,
Où l'on fait tout excepté penitence».
ословно:
«Вольные времена, отмеченные распутством
Когда безумие, позванивая своим колокольчиком,
Легкой стопой обходило всю Францию,
Когда ни единый смертный не был благочестив,
Когда творилось все, за исключением раскаяния».
ли в коллективном поэтическом переводе Г. Адамовича, Г.Иванова, Н.Гумилева и М.Лозинского (под общей редакцией последнего):
laquo;О времена Регентства, дни утех,
Когда никто уже не ищет славы,
А только наслажденья и забавы,
Позабывая, что такое грех,
Когда беспечного безумья смех
Доносится и в сельские дубравы!»
такой биографией и с таким характером Ришельё не мог не стать стал героем романов, и А. Дюма вывел его сразу в четырех: «Шевалье д’Арманталь», «Дочь регента», «Жозеф Бальзамо» и «Ожерелье королевы» - уж больно колоритной и «всепроникающей» персоной был герцог.
Однако вернемся к нашему «Делу» и спросим себя, а сколько лет было прославленному маршалу-ловеласу, когда тот чуть было не пустил себе пулю в лоб от жестокости графини Анны Федотовны? Даже если допустить, что история, рассказанная Томским, относится к концу 60-х годов XVIII века, то и тогда любвеобильному герцогу Ришельё, страдавшему от жестокости Venus Moscovite, было уже за 70! А теперь представьте себе 70-летнего «обветшалого ловласа», страдающего от неразделенной любви и грозящегося всему свету, а пуще того предмету своей страсти, пустить себе пулю в лоб? Представили?
Ох, и шутник же был Александр Сергеевич! Какая тонкая и глубоко упрятанная ирония, переходящая в озорство! Правда, для того чтобы оценить ее в должной мере, нам следует полюбопытствовать, кто таков был сей Ришельё.
Упомянутый Пушкиным сразу в двух своих произведениях, маршал приходился ко всему прочему дедом Арману Эммануэлю София-Септимани де Виньеро дю Плесси, графу де Шинон, 5-й герцогу Ришельё, (Armand Emmanuel Sophie Septemanie de Vignerot du Plessis, 5th duc de Richelieu), а по-нашему, Эммануилу Осиповичу де Ришелье (1766 – 1822) –«выдвиженцу» Александра Первого Благословенного неутомимому и деятельному губернатору-обустроителю Новороссии и «отцу» Одессы – знаменитому «дюку Ришельё». Сразу же после Ватерлоо, царь Александр – всемилостивый благодетель вернувшихся с его помощью во Францию Бурбонов фактически назначил Эммануила Осиповича премьер-министром и министром иностранных дел Франции, сместив с поста премьера своего давнего агента «кузена Анри» (в миру Шарля Мориса Талейрана-Перигора).
Узнав сию новость, зубр русской дипломатии «вечный посол» России в Англии граф С.Р. Воронцов отписал своему сыну – герою Отечественной войны М.С. Воронцову (будущему крымскому начальнику Пушкина), что «в лице Ришелье Франция приобретает то, что не видела более ста лет - честного министра».
Э.О. де Ришельё («Дюк Ришельё») (1766 – 1822)
Не станем при этом забывать и о коренной одесситке - фрейлине двора, друге и собеседнике Александра Сергеевича - Александре Осиповне Россет (Смирновой) (1809 – 1882), приходившейся по отцу родственницей Эммануилу Осиповичу и, следственно, легендарному маршалу Ришельё.
nbsp; Алексагдра Осиповна Смирнова-Россет (1809 - 1882)
nbsp;
nbsp; А теперь представим себе, что могли бы подумать Наталья Петровна Голицына и Александра Осиповна Смирнова-Россет, читая «Пиковую даму»? Вероятно улыбались, мысленно передавая друг другу приветы: ведь речь шла о них самих и их родственниках.
Это для нас вами, мой любезный читатель, все эти герцоги и графини отвлеченные исторические персонажи, а для знакомцев Пушкина то были их родственники – герои семейных хроник и преданий.
Аристокрация.
«Узок их круг. Страшно далеки они от народа» и все друг другу родственники.
Может и впрямь "Пиковая дама" есть род светского анекдота?
По видимости (но не по существу!) так оно и есть: изящная вещица для узкого круга понимающих.
